10.07.2020

Как вы относитесь к возможности перевозки контейнеров в полувагонах?

При существующем профиците полувагонов такое решение очень разумно. Нужно определить, какие тарифные ставки будут для такой перевозки. Полувагон сегодня работает по уровню доходности 800–900 руб./сут. Я думаю, что это вполне приемлемый уровень для контейнера. Есть один вопрос: проведение разгрузочных и погрузочных работ. По времени эти процедуры ничем не отличаются, если использовать для перевозок контейнеров фитинговые платформы и полувагоны. Главным условием является создание инфраструктуры для этих действий и оснащение (козловые краны, обустройство площадок и наличие специальной техники).

Александр Сиверцев, заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS:

– Этот вопрос требует детального изучения. Аренда полувагонов дешевле фитинговых платформ. Отмена запрета на перевозку контейнеров в полувагонах может упростить ситуацию в одном сегменте. Например, разгруженные полувагоны из-под угля под Забайкальском можно будет использовать для обратной загрузки в Москву или в регионы России.

Следует уделить внимание надежной системе крепления контейнеров в полувагоны. За шесть лет – с момента введения запрета на перевозку контейнеров в полувагонах – рынок контейнерных перевозок качественно поменялся. Важна не только цена, но качество и скорость операций при приеме, обработке и погрузке-разгрузке на терминале.

Но принимая данную инициативу, ОАО "РЖД" поставит под угрозу существование небольших операторских компаний, закупивших фитинговые платформы в лизинг, что в итоге приведет к сокращению конкуренции, увеличению ставок предоставления фитинговых платформ и ухудшению качества сервиса на рынке контейнерных перевозок в целом.

Александр Куликов,директор по сбыту компании "РМ Рейл":

– Решение о перевозке контейнеров в полувагонах принималось в условиях дефицита фитинговых платформ на сети. За последние годы парк этих вагонов значительно вырос и достиг баланса согласно рыночным потребностям.

Сегодня при послаблении ограничительных мер теоретически положительным моментом может стать снижение порожнего пробега полувагонов. Однако у такого решения есть ряд минусов. Во-первых, снижается скорость доставки за счет увеличения времени обработки контейнеров в портах, что неизбежно приведет к сокращению пропускной способности портов и объемов перевозок. Во-вторых, для обеспечения безопасности при транспортировке потребуются дополнительные технологичные решения по креплению контейнеров. За семь лет рынок перевозок контейнеров вырос почти в четыре раза, и инфраструктура адаптирована на погрузку-разгрузку фитинговых платформ. В-третьих, возникают вопросы о сохранности как самого контейнера, так и груза. Поскольку фитинги в полувагоне отсутствуют, контейнер неизбежно может повредиться что в груженом, что в порожнем состоянии, а владельцы будут нести дополнительные расходы.

Сейчас нужно активно заниматься улучшением технологичности и увеличением скорости доставки грузов. Вероятность того, что возобновление перевозок контейнеров в полувагонах этому будет способствовать, очень низка.

Артур Нурмухамедов, генеральный директор ABC-RAIL:

– Технически контейнер можно закрепить и перевезти в полувагоне. Такая перевозка была бы целесообразна, если порожние полувагоны шли от восточных границ к западным. Но главная точка зарождения груза для них – это Кузбасс, значит, в Кемерово контейнеры придется перегружать на новый подвижной состав, пересоставлять поезда. Эта операция сведет на нет экономический эффект от загрузки порожняка, да еще и увеличит время транзита.

Есть еще один важный фактор: сохранность контейнера. Если бы я был владельцем груза, то требовал бы от перевозчика транспортировать его только специализированным транспортом, который гарантированно не повредит ни сам контейнер, ни товар в нем.

Екатерина Варенова, пресс-секретарь ПАО "ТрансКонтейнер":

– Наша компания категорически против этой идеи. У перевозок контейнеров в полувагонах есть целый ряд негативных последствий. Это угроза безопасности движения поездов, сохранности вагонного и контейнерного парка. Такой способ перевозки не соответствует требованиям государственных стандартов, полувагон не оборудован фитинговыми упорами.

Это приведет к росту нагрузки на инфраструктуру ОАО "РЖД". Для одного объема контейнеров требуется больше полувагонов, чем фитинговых платформ. Потоки фитинговых платформ на Дальний Восток и обратно сейчас сбалансированы. Разрешение погрузки контейнера в полувагон спровоцирует рост порожних пробегов платформ на запад и их скопление на припортовых станциях и на подходах к ним. Перегруз контейнеров из полувагонов займет в разы больше времени по сравнению с фитинговыми платформами. Такая мера нанесет ущерб и машиностроению, поскольку возникнет профицит платформ.

Источник: НПК