04.10.2022

Казахстан вводит конвенционный запрет для вагонов РЖД

Власти Казахстана в конце сентября ввели временный запрет на использование своей железнодорожной инфраструктуры. Такое решение имеет конвенционный статус (полный запрет или частичное ограничение на погрузку грузов на какой-либо станции полностью или в адрес конкретного получателя) на подачу порожних полувагонов вводится с 24 по 30 сентября 2022 года.

Главная причина введения такого запрета, по данным казахстанской стороны, — это пробки, скопление порожних собственных и арендованных полувагонов «чужих железнодорожных администраций на магистральной сети КТЖ», говорится в телеграмме казахского перевозчика. В документе уточняется, что если всё будет стабилизировано, то ограничение снимут.

«Конвенция связана с эксплуатационной обстановкой в Казахстане, со скоплением груза на той стороне», — подтвердили в РЖД.

Подобная «блокировка», как считают эксперты, может отразиться на производстве пищевой и технической соли в России. Прежде всего, пострадает крупнейший производитель компания «Руссоль». Она поставляет около 42% всей пищевой соли на российский рынок и около 40% технической. Ещё около 20% пищевой соли в Россию поставляет Белоруссия, а 15% — сам Казахстан.

Ситуации оказалась настолько непростой и напряжённой, что глава компании Сергей Черный направил письмо Владимиру Путину, попросив президента вмешаться в происходящее. Введение конвенционного запрета может практически полностью остановить производство и отгрузку соли на месторождении компании «Руссоль» в Оренбургской области (оно обеспечивает 40% всей добычи группы), пишет Черный.

География простая. Станцией Илецк-1, которая находится в России, управляет КТЖ («Казахстан Темир Жолы»). Как раз рядом и находится месторождения соли. Конвенционный запрет, о котором говорят, распространяется на подачу через этот пункт порожних полувагонов всех перевозчиков. Разумеется, в списке казахстанских представителей нет. Им зелёный свет в оба конца. При этом «Руссоль» использует для перевозок российский парк полувагонов.

В случае, если проблемы не будут решены, это может привести «к полной остановке поставок соли, в том числе предприятиям, выполняющим оборонные заказы, обслуживающим критически важную социальную и военную инфраструктуру — такую как ТЭЦ и дорожные службы», а также сложностям со снабжением населения, следует из письма главы «Руссоли» в адрес главы государства.

«Руссоль» — это частный случай. Страдают многие, например «Медногорский медно-серный комбинат». Он уголь и руду получает из северного Казахстана. И пострадают другие грузоотправители, которым придётся использовать казахстанский, более дорогой парк вагонов. А там часто по техническим показателям они уступают российским. Что тоже нельзя не иметь ввиду.

Причём Казахстан сам себе хуже делает. У их грузоотправителей начинает снижаться погрузка. Но практика показывает, что казахи начинают вести себя следующим образом: как только появляется шум в прессе, обращения в госорганы, они запреты снимают. И так происходит каждый раз. Не думаю, что стоимость соли возрастёт», — рассказал vgudok.com заместитель председателя НП «Операторы железнодорожного подвижного состава» Денис Семёнкин.

КТЖ действительно грешит вводом конвенционных запретов. И зачастую свои действия компания объясняет именно тем, что на станционных путях (они укладываются на станциях дополнительно, помимо главных путей) сети железных дорог Казахстана остаются брошенными тысячи вагонов, невостребованных в погрузке.

Один из таких инцидентов был зафиксирован год назад. В феврале 2021 Союз операторов железнодорожного транспорта приводил данные, что из-за введённого в декабре 2020 года конвенционного запрета Казахстана российские железнодорожные операторы понесли более 108 млн руб. убытков только за месяц.

Республика Казахстан постоянно выступает с запретом, связанным с подачей порожнего подвижного состава. Вызваны они всегда только одним: желанием пролоббировать своих собственных казахских операторов, вагоны которых менее востребованы, чем подвижной состав российских железнодорожных операторов. Особенно если речь идёт об отправке грузов за пределы Казахстана в Россию, говорят опрошенные редакцией эксперты.

«Таким образом, грузоотправителям, грузовладельцам навязывается, по сути, казахский парк вагонов. Ваш порожний не выпускаем — берите казахские вагоны, казахских операторов.

Эти запреты каждый год случаются и вызваны как раз такими действиями. В ответ могут быть только зеркальные меры, когда ограничивается казахский парк при подаче казахским грузоотправителям. Они в России есть», — говорит Денис Семёнкин.

СПРАВКА. «Казахстан Темир Жолы» принадлежит фонду национального благосостояния «Самрук-Казына» (его единственный акционер — правительство Казахстана). Протяжённость эксплуатационной длины железных дорог Казахстана, которыми управляет КТЖ, составляет 16 тыс. км. Через 16 стыковых пунктов КТЖ обеспечивает экономическую связь страны с пятью соседними государствами: Китаем, Россией, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном.

Источник: VGUDOK