Правительство готово профинансировать из бюджета выплаты РЖД за скидку на доставку угля в направлении портов юга и северо-запада России. В качестве компенсации перевозчику могут начислить 6 млрд руб.
Хорошо звучит «готово профинансировать», когда решения о скидках принимаются на самом верху, а придумывать, откуда добрать выпадающие доходы, надо самим железнодорожникам. Согласно мартовскому исследованию аналитического центра ТЭК Минэнерго, для вывода экспорта угля в нулевую рентабельность на скидку в 12,8% необходимо 17 млрд руб.: 12 млрд руб. применительно к северо-западу, 5 млрд руб. — к югу.
Правда, в кулуарных беседах представители отрасли не раз заявляли Vgudok, что скидка на транспортировку не делает экспорт через порты АЧБ и Балтики рентабельным или хоть сколько-нибудь маржинальным.
Тем временем, Россия в мае 2025 года нарастила экспорт энергетического угля в Китай до 4,58 млн тонн, что является рекордом с начала прошлого года. Относительно апреля показатель вырос примерно в 1,8 раза, год к году — на 7,2%. Об этом свидетельствуют данные аналитиков Kpler. Положительные цифры также продемонстрировали поставки энергетического угля в Индию. Там рост оценили сразу в +19% к месяцу и в два раза год к году, до 1,36 млн тонн. Вырос экспорт и в Южную Корею в 2,1 раза до 742,75 тыс. тонн. Есть рост и по другим направлениям, в том числе по не самым дружественным и не самым глобальным в части объёмов. Например, прирост показали майские отгрузки энергетического угля в Польшу и на Филиппины, до 104 тыс. тонн и до 20 тыс. тонн соответственно.
Поставки в Китай увеличились сразу по нескольким причинам. В первую очередь — погода. Апрель и май были засушливыми. Сама добыча энергетических углей в КНР ненамного, но сократилась (-2%) из-за убытков и низких цен на топливо. В стране несколько месяцев фиксируют снижение запасов угля в портах.
Импортёрам при этом российский уголь интересен в первую очередь в связи с его стоимостью, она меньше, чем у местных производителей. Поддержку росту закупок импортного угля со стороны китайских потребителей мог оказать и объявленный руководством Китая новый пакет мер, направленный на стимулирование экономики.
Правда, если обратить внимание на график объёмов поставок энергетического угля в Китай, можно заметить, что нынешний рост позитива экспортёрам едва ли добавил. Дело в том, что даже невысокие объёмы, поставленные в КНР в 2024 году, всё ещё выше объёмов, проданных в каждый месяц 2025-го. Соответственно, рост одного месяца не может покрыть минусы всех предыдущих.
И всё же некоторые участники рынка действительно отмечают оживление на этом экспортном направлении. Китайские потребители начали пополнять запасы угля в преддверии летнего сезона, рассказал Vgudok партнёр NEFT Research по консалтингу Александр Котов.
«Перспективным направлением экспортных поставок российского угля в ближайшее время будет оставаться Южная Корея. Цены на уголь высокой калорийности в этой стране продолжили рост из-за высокого спроса коммунальных предприятий и серии новых тендеров. Опасения по поводу санкций против российского угля, по-видимому, ослабли — Kospo и GS Donghae Electric недавно заключили сделки на его поставку по $90–93/т CIF.
Индия и Япония — традиционные покупатели российского коксующегося угля.
Они не могут резко снизить закупки или отказаться от них без переориентации на новых поставщиков металлургического угля из-за технологической зависимости работы оборудования металлургических заводов от определённых технических характеристик сжигаемого угля. Но это процесс сложный и небыстрый», — уточняет эксперт.
Если брать поквартально, то стоимость угля снизилась примерно до 110 долларов за тонну. Но ближе к лету наблюдается определённая коррекция. Если говорить про энергетический уголь, то в Китае и Индии активно растёт энергопотребление. При этом в той же КНР становится жарко. Необходимо кондиционирование и как раз из-за погоды другие источники работают на полную мощность.
Есть определённые вопросы к гидроэнергетике. Она стала меньше вырабатывать, потому что в водохранилищах сейчас меньше воды. Аналогичные проблемы и с ветрогенерацией: во многих провинциях Китая полный штиль. Всё это вынуждает загрузить больше угля на электростанции, рассказал Vgudok эксперт финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков. Правда, по его словам, в долгосрочной перспективе экспортёров всплеск спроса со стороны Китая не поддержит.
«Я бы не сказал, что это какой-то долгосрочный тренд. Проблемы сохраняются особенно для тех регионов, которые ранее ориентировались на Европу. Сокращение происходит в Новосибирской, Иркутской области, Хакасии. При этом всё равно происходит перестроение.
Точно так же, как мы поменяли рынки сбыта (раньше много угля уходило в Европу, а теперь только в Азию). Соответственно, те, кто поближе к Азии, смогли нарастить объёмы производства, прежде всего дальневосточные регионы. К примеру Якутия, которая уже вышла на плановый объём. Там в основном коксующийся уголь, который идёт с Эльгинского месторождения по прямой железной дороге сразу к Охотскому морю.
Но там, где были проблемы, они остаются и никуда не исчезнут.
Многие предприятия становятся убыточными. По первому кварталу таких компаний в угольной отрасли около 60%. Поэтому постепенно будет происходить наращивание объёмов добычи ближе к потребителю», — уверен эксперт.
Угольная отрасль переведена в режим ожидания. После сложных и долгих переговоров по мерам поддержки участники рынка ждут, когда заработают эти самые меры.
«Фактически государство должно снижать прежде всего налоговую нагрузку на отрасль. Есть особые условия для вывоза по железным дорогам, то есть трансформация будет происходить.
Естественно, основным покупателем будет Китай, он приобретает как энергетический, так и коксующийся уголь. Традиционно коксующийся покупает Южная Корея и Япония. И не забываем про Индию. Рынок растёт, там продолжается урбанизация, они активно строят, требуется много стали. Коксующийся уголь более дорогой и проблем у производителей гораздо меньше, чем у тех, кто занимается энергетическим.
Если говорить о железной дороге и перевозках, сейчас мы видим два процесса.
С одной стороны, увеличилась пропускная способность сети, с другой — объёмы предоставляемой к перевозке по Восточному полигону продукции уменьшились, в частности, угля. Сейчас уже остро проблема дефицита мощностей по БАМу и Транссибу не стоит.
Основная проблема для угольщиков не в том, что они топливо вывезти не могут, а в том, что цены слишком низкие. Думаю, что проблема сокращения объёмов добычи, убыточность угольной отрасли не в логистике и не в том, что его не могут вывезти, а в стоимости. К сожалению, тенденция низких цен — это надолго, если не сказать, что навсегда. Тут остаётся только приспосабливаться», — полагает наш собеседник.
Как бы это банально ни звучало, всё в итоге зависит от цены. Мало просто иметь желание купить или продать. Если стоимость угля в данном случае адекватная и устраивает обе стороны, то по ней идут сделки, рассказал Vgudok президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
«В последнее время цена на каменный уголь на экспорт была очень низкой. К этому добавлялось укрепление рубля. Всё вместе создавало предпосылки к тому, что цена становится вообще не интересна для угольных компаний с учётом затрат на добычу, переработку и транспортировку. В этих условиях многие компании стали останавливать рабочую добычу, поскольку не было видно перспектив его продажи.
История с экспортом хорошая, если это создаст дополнительный спрос, который в свою очередь стимулирует выход угольщиков из кризиса. Но помимо желания и спроса надо, чтобы была адекватная цена.
Для РЖД вообще никаких проблем с транспортировкой угля и ростом спроса нет — вези не хочу.
Нет загрузки Восточного полигона, все заявки принимаются, никаких разговоров о дефиците инфраструктуры в конце мая и начале июня не ведётся. Грузите — и дальше можно смотреть, за счёт кого и куда груз поедет. Падает в цене ведь не только каменный уголь, но в динамике и чёрные металлы, и удобрения.
Говорить о том, что у нас сейчас есть дилемма по Восточному полигону и его надо между кем-то делить, пока что нет необходимости. Более того, как раз сейчас есть резервы, грузите спокойно», — резюмирует эксперт.
Эти слова господина Иванкина очень красноречиво описывают глобальную проблему добывающей отрасли России: дороги свободны, скидки к тарифу РЖД введены, но цена тонны угля на ключевых рынках сбыта стремится вниз. Вопрос лишь в том, смогут ли разработанные в правительстве меры поддержки решить и эту задачу.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности