19.08.2025

РЖД предлагают установить лимит численности вагонного парка на сети

Отсечь избыток

В конце июля ОАО «РЖД» направило в Минтранс России очередные инициативы по обеспечению эффективной работы железнодорожного транспорта в условиях имеющегося профицита парка. Решение данной проблемы в компании видят за счет внедрения алгоритма, при котором количество вновь выпускаемого подвижного состава, поступающего на инфраструктуру общего пользования, должно соответствовать количеству грузовых вагонов, выбывающих из эксплуатации по сроку службы, с учетом предполагаемого роста грузовой базы.

Превалирование свежего парка над утилизируемым наблюдается давно (с 2015 года количество вагонов выросло на 21,6% – с 1 млн 150 тыс. до почти 1 млн 400 тыс.), но время сгладить ситуацию не может до сих пор.Так, в первой половине 2025 года в стране произведено чуть более 30 тыс. вагонов, а списано 16 тыс. Хотя следует отметить, что число выбывающего парка к прошлогоднему уровню выросло на 66%.

В целях сохранения баланса интересов всех участников перевозочного процесса, включая собственников и вагоностроительные компании, в монополии инициируют возможность установления лимита присвоения номеров учета подвижного состава на инфраструктуре РЖД. В компании предлагают определить верхний предел в 1 млн 100 тыс. ед. Стоит сказать, что максимальный показатель среднесуточной погрузки за последние 10 лет, зафиксированный в 2018 году, составил 3,5 млн т при плановом параметре содержания парка 1 млн 97 тыс. вагонов.

«Владельцам подвижного состава и вагоностроительным предприятиям необходимо под эгидой федеральных органов исполнительной власти с участием РЖД определить экономически оптимальную модель обновления парка с учетом его утилизации и производства новых вагонов, исходя из предельной величины на инфраструктуре общего и необщего пользования», – отмечают в Центральной дирекции управления движением. В свою очередь, РЖД-Партнер направил в компанию соответствующий запрос.

Реакция операторов

На предложение монополии у операторского сообщества имеются свои замечания.Фиксированная величина в 1,1 млн вагонов существенно ниже, чем величина, соответствующая параметрам документов стратегического развития транспорта (Транспортной стратегии развития до 2030 года и Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД»), и не носит динамический характер, тогда как непрерывно идет развитие провозных и пропускных способностей инфраструктуры, а погрузка со временем неизбежно вернется в фазу роста, обращает внимание СОЖТ. В таких условиях предложенное ограничение количества подвижного состава со временем может привести к дефициту погрузочных мощностей и стагнации отрасли.

Кроме того, установление лимита парка не учитывает, что пространство 1520 мм является единым, а предлагаемые внутрироссийские ограничения не предполагают запрета на проследование по инфраструктуре РЖД грузовых вагонов (транзитом или к местам погрузки/выгрузки) других железнодорожных администраций. Некоторые операторы опасаются, что лимит численности по вагонному парку не отражает в целом изменения в потребности в нем по отдельным сегментам перевозок.

Например, рост экспорта-импорта растительных масел вызывает потребность в поставках дополнительного числа пищевых цистерн, отмечают в одной из компаний. Строительству этого парка будет препятствовать отсутствие списания других типов подвижного состава. Предлагаемый РЖД подход также оставляет открытым вопрос порядка распределения квот на новые вагоны под рост грузовой базы и списка конкретных игроков рынка, которым они будут доставаться, а также порядок по урегулированию ситуации отказа постройки парка со стороны получившего квоту оператора, к примеру, по причине не удовлетворяющей его доходности. Такой порядок, не исключают в компании, может привести к возникновению черного рынка торговли квотами.

Источник: РЖД-Партнер