Коломенский завод в годы Великой Отечественной войны
Тематика: ОПЖТ
05.05.2020

Коломенский завод в годы Великой Отечественной войны

После выступления в 12 часов 22 июня 1941 года по радио народного комиссара иностранных дел В.М.Молотова о вероломном нападении на СССР фашистской Германии жизнь в подмосковной Коломне перевернулась. Указом Президиума Верховного Совета СССР на промышленных предприятиях страны, в том числе и на Коломенском машиностроительном заводе, были узаконены сверхурочные работы, отменены выходные дни и отпуска, введен одиннадцатичасовой рабочий день в две смены.

К началу Великой Отечественной войны крупнейшее предприятие Коломны (свыше 20000 работников), ведущее предприятие страны по созданию и выпуску паровозов, электровозов, тепловозов, дизелей Коломенский машиностроительный завод имени В.В.Куйбышева был и основным предприятием страны по обеспечению дизелями подводных лодок. В середине 1930-х годов в цехах Коломенского завода были заложены три подводные лодки типа «Щука». В 1937 году они были переданы в Нижний Новгород и достраивались на заводе «Красное Сормово». Экипажи всех этих лодок отважно сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны: «Щ-421» в 1942 году стала Краснознаменной; «Щ-422» в 1943 году была удостоена звания Гвардейской; Щ-423 совершила сложнейший переход Северным морским путем на Тихий океан.

В 1941 году Коломенский завод изготавливал дизели для подлодок серии «Ленинец», осваивал производство бронекорпусов и деталей к легким танкам Т-60. С первых дней войны завод перешел на 11-часовой рабочий день и строжайший режим экономии. Но многие работали по 15 часов. Подавленность и ошеломление от известия о начале войны отступали перед желанием защитить себя и Родину. Коломзаводцы осваивали дополнительные профессии, обслуживали кроме своего станка станки товарищей, ушедших на фронт, выполняли задания и нормы и за себя, и за них. Оборудовали госпитали в заводских Дворце культуре и Доме знаний (в середине июля 1941 года в Коломну прибыли первые вагоны с ранеными красноармейцами). Проводили светомаскировку города и своего предприятия. Защитные щели были вырыты у каждого цеха — с 22 июля вражеские самолеты стали постоянно появляться над Коломной и Коломенским заводом.

Заводчане откомандировывались на возведение оборонительных рубежей. На линии протяженностью 132 км от Коломны до Люблино для защиты Москвы было установлено 500 бронеколпаков толщиной 50 мм, 2200 противотанковых ежей. Они были отлиты на Коломенском заводе. 19 октября 1941 года в Коломне было введено осадное положение, она стала прифронтовым городом. На его улицах и окраинах устанавливались как огневые точки коломзаводские бронеколпаки и противотанковые ежи.

Продукцию для фронта завод начал изготавливать уже в июле 1941 года. Это были передвижные платформы для зенитных орудий, которые спроектировали заводские конструкторы. Следом было налажено производство направляющих плоскостей (стволов) для ракет реактивных установок М-13, которые собирались тогда на московском предприятии «Компрессор». Но вскоре Коломенский завод стал выпускать «Катюши» самостоятельно, устанавливая их на грузовые автомашины ЗИС-5 и ЗИС-6.

13 июля 1941 года Коломенский завод обратился в наркомат тяжелого машиностроения с предложением построить бронепоезд. Видный государственный деятель, директор Коломенского завода с ноября 1941 по март 1942 года Н.Н.Смеляков в своей книге «Уроки жизни» рассказал: «Пожалуй, самым любимым детищем нашего завода в те дни был бронепоезд № 1. Его сооружали с особым подъемом. Само слово «бронепоезд» звучало весомо даже в масштабах нашего завода. Проектировали его заводские конструкторы и технологи по заданию военных. Бронепоезд стал как бы боевым знаменем коллектива. Не было цеха или участка, которые остались бы в стороне… Рабочие и инженеры «выхаживали» каждую мелочь на бронепоезде, не говоря уже о главных механизмах – паровозе и мощном вооружении».

В августе 1941-го на заводе были смонтированы две поточные линии по выпуску специальных снарядов для новых скоростных крупнокалиберных пушек, защищавших небо столицы. Заводские специалисты, рабочие, руководители улучшали технологии производства, внедряли рационализаторские предложения, которые позволяли ускорять темп работ, увеличивать выпуск продукции, экономить средства. Это было самым главным! 20 августа 1941 года Совинформбюро сообщило о трудовом подвиге коломзаводцев-инструментальщиков: они собирали в цехах изношенные и сломанные фрезы, сверла, развертки, восстанавливали их и тем самым экономили остродефицитную быстрорежущую сталь и десятки тысяч рублей для Фонда обороны.

Фронт приближался к Коломне. Возникла опасность захвата города. 9 октября 1941 года ГКО приказал эвакуировать Коломенский завод на восток. В этот же день предприятие проводило на фронт свой первый бронепоезд. На средства, собранные работниками завода и жителями города (1157973 рублей), Особый бронепоезд № 1 «За Сталина!» был построен за полтора месяца!

Коломзаводцам помогли сделать это не только опыт, мастерство, огромное желание участников, но и их героизм. Так, когда вышла из строя мартеновская печь, варившая сталь для бронепоезда, создалось угрожающее положение: ждать, пока остынет печь, требовалось более полутора суток! Ремонтная бригада печников И.Г.Золотарева решила не ждать. Приняв возможные меры предосторожности, печники быстро входили в горячую печь, меняли два-три кирпича и бежали назад. Ремонт закончили за сутки! В три раза быстрее, чем полагалось в мирное время. Печникам самим не верилось, что сделали такое и не сгорели…

В команду бронепоезда отбирали лучших из лучших. Из 164 человек — 142 были коломзаводцами-добровольцами. Среди них – Лиза, Елизавета Ивановна Кубышкина, бригадир-мастер крановщиков чугунолитейного цеха, в 1939 году первой из женщин завода награжденная за трудовые заслуги орденом Ленина. «В ее бригаде, — вспоминал Н.Н.Смеляков – насчитывалось около 160 молодых женщин, крановщиц и водителей электрокаров. У Лизы был талант руководителя и боевой характер. Она управлялась со всеми вопросами, не просила у администрации помощи, пользовалась всеобщим доверием. Сама могла работать на любом кране цеха. А их было 40…».

Практически на следующий день после проводов Особый бронепоезд № 1 «За Сталина!» вступил в бой недалеко от города Гжатска (ныне – г. Гагарин), ударив из своих орудий по колонам вражеской техники и живой силы и задержав тем самым на несколько часов их продвижение по Минскому шоссе в сторону Москвы. В этом же бою бронепоезд был подбит, большинство его бойцов, в их числе – и Лиза Кубышкина, погибли.

13 октября 1941 года в Киров ушел первый заводской эшелон с оборудованием и людьми. Всего, и что очень важно – без потерь, было эвакуировано 78% оборудования и 38% рабочих – этот редкий для той экстремальной поры факт отмечен документами Государственного комитета обороны СССР (ГКО). В тяжелейших условиях ценой героического труда коллектив быстро наладил на новом месте производство продукции для фронта. Большую часть привезенного оборудования коломзаводцы буквально на своих руках перетаскали, перевезли на детских санках, переволокли на металлических листах, досках. На дворе – декабрь 1941-го, трескучий мороз. Сам Кировский Первомайский завод (до войны выпускал железнодорожные краны), получивший военный № 38, стоял вдали от города и его производственные площади оказались малы и далеки от требований времени. Но за короткий срок коломзаводцы создали, по сути, новый завод: разработали новую технологию производства, перепланировали цехи, произвели монтаж оборудования, поставив во главу угла поточный метод изготовления деталей и конвейерную сборку, построили шесть новых цеховых корпусов, запустили кислородную, компрессорную станции и электрическую дизельную! Только для обработки броневых листов в термическом цехе установили 25 термических печей, в механическом № 30 – 45 металлорежущих станков. Самым крупным стал механический цех № 5. Он нуждался в достройке – его достроили и смонтировали более 300 единиц механического оборудования, четыре мостовых крана. Здесь действовала 21 поточная линия по производству военной продукции! Общая площадь прежнего завода к 1943 году увеличилась почти в полтора раза!

Уже в январе 1942 года, когда еще был не завершен монтаж оборудования и перестройка цехов, коломзаводцы изготовили первые 5 танков Т-60. В феврале 1942 года наладили их серийное производство. Затем освоили выпуск танков Т-70, самоходных артиллерийских установок СУ-76, «катюш» М-13 и М-8, артснарядов М-30 и М-20 и другой продукции для фронта. К концу 1942 году при меньшем, чем было в Коломне, количестве оборудования и рабочей силы, коломзаводцы перекрыли товарный выпуск, достигнутый ими в довоенное время, более чем в два раза!

Упорным трудом, не доедая, не досыпая, ковали коломзаводцы оружие Победы. Решали сложнейшие технические вопросы. Например, по организации массового производства траков для танков. Траки присылались в Киров из Сталинграда, однако там уже шли ожесточенные бои. И ГКО предложил коломзаводцам самим изготовлять траки. Но как? Дело было трудное, новое. За него взялся коллектив фасонносталелитейного цеха во главе с начальником цеха А.С.Дадяном и главным металлургом Б.А.Носковым. Они ставили эксперимент за экспериментом. Искали решение. И оно было найдено. 25 марта 1942 года завод № 38 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А вскоре председатель Государственного комитета обороны И.В.Сталин поставил перед заводом № 38 новую боевую задачу: добиться перевыполнения плана сентября 1942 года минимум на 25 танков – Сталинградский завод уже находился в зоне тяжелейших боев с захватчиками. После митинга, на котором зачитали телеграмму И.В.Сталина, никто не покинул завод, и три дня люди работали не покладая рук. 25 сверхплановых танков были построены! В мирных условиях на это потребовалось бы не менее 10 дней. В этом же году заводчане отправили на фронт целую танковую колонну «Кировский комсомолец», построенную на собственные средства

В марте 1943 года завод № 38 был награжден орденом Красной Звезды. Коллектив завода в большинстве своем состоял из коломзаводцев. Они обучали, передавали богатый производственный опыт прежним работникам предприятия, молодежи окрестных деревень, которая направлялась на предприятие, оказывали помощь местному населению, осиротевшим детям. 4 марта 1944 года И.В.Сталин поблагодарил заводчан телеграммой: «Прошу передать коллективу энергетиков завода, внесшему 30000 рублей в фонд помощи детям, мой братский привет и благодарность Правительства СССР».

В июле 1944 года коломенские работники из Кирова были переброшены в Харьков, где они успешно решили тяжелейшую задачу: восстановили завод транспортного машиностроения имени В.А.Малышева.

А в Коломне, после эвакуации основной и лучшей части оборудования и персонала предприятия в Киров, остались 8% рабочих, не совсем пригодные станки и агрегаты (сотая часть), не было материалов и топлива. Фронтовая Москва требовала восстановить завод. Ряды его работников пополнялись молодежью и подростками, женщинами, эвакуированными специалистами с ворошиловградского завода, ленинградских предприятий, по личному решению на завод вернулись старые рабочие-пенсионеры.

Коллектив восстанавливал станки, выбирая недостающие части, детали из завалов металлолома в копровом цехе. Из Кирова вернулась небольшая группа квалифицированных рабочих, некоторое количество специализированного оборудования. Но все понимали, что на большее рассчитывать не приходится и старались использовать внутренние резервы. Приспосабливали низкие сорта топлива, организовали производство огнеупорного кирпича для плавильных печей, сами печи «приучили» к обычному вентиляционному дутью, строго контролировали расход сжатого воздуха, электроэнергию, а металл, особенно цветной, собирали и на территории завода, и за его пределами. Уже в ноябре 1941 года Коломзавод был в строю и отправлял на фронт, который находился в нескольких десятках километрах от города, многие виды продукции, набирал темпы по выпуску мин, авиабомб, ручных гранат, шанцевого инструмента, других видов боеприпасов и военного снаряжения. Затем освоил ремонт танков, особенно КВ, и самоходных орудий СУ-152.Только за период с начала войны и до февраля 1942 года Коломенский завод передал фронту 18880 зенитных снарядов, 129 направляющих плоскостей для реактивных установок «Катюша», 310 реактивных установок М-8 и М-13, 770 платформ для зенитных пушек, 241 бронекорпус для танков Т-60, два бронепоезда.

Идея постройки второго бронепоезда, который был назван «Коломенский рабочий», возникла как насущная необходимость защиты от врага города и подходов к самому предприятию. К тому же на запасных путях близлежащей станции Голутвин находились в условиях войны не дошедшие до адресата корабельные пушки. Из оставшейся от танкового производства броневой стали на платформах сварили башни. Отдали для бронепоезда лучший заводской паровоз, который также обшили бронированными листами. Установили зенитные крупнокалиберные пулеметы, танковые пулеметы с шаровыми опорами, новые средства наблюдения, между платформами провели телефонную связь. В январе 1941 года второй бронепоезд Коломенского завода был отправлен на фронт: по железным дорогам войны он прошел от Тулы до Познани, закончил свой боевой путь в Германии. Его экипаж заслужил звание «Гвардейский».

В начале 1942 года ГКО СССР принял решение в кратчайшие сроки построить и ввести в строй на Магнитогорском металлургическом комбинате крупнейшую в Европе доменную печь № 6. Коломенский завод вошел в число предприятий, участвовавших в выполнении этого задания. Он с честью справился с ним: изготовил коксовыталкиватель и другое оборудование для легендарной «Магнитки». В годы войны завод успевал не только успешно поставлять продукцию, непосредственно на фронт, ремонтировать боевую технику, но и выполнял ответственные задания для развития тыловых предприятий, восстановления промышленности на освобожденных территориях. Так, Коломзавод изготовил различное металлургическое оборудование для домны в г. Алапаевске, для первенцев черной металлургии Казахстана и Узбекистана. Освоил производство оборудования для трубных заводов Урала. После разгрома фашистских войск под Сталинградом Коломенский завод с честью выполнил очередное задание правительства: изготовил огромные клети и станины для прокатных станов, сталеразливочные ковши емкостью 130 тонн для Сталинградского металлургического завода «Красный Октябрь», лежавшего в 1943 году в руинах. Когда был освобожден Донбасс, где захватчики взорвали и полностью уничтожили практически все шахты и металлургические предприятия, Коломенский завод изготовил для шахт и заводов Донецка, Макеевки, Енакиева энергетическое оборудование и шахтные подъемные машины с диаметром барабана до 4 метров, сложное оборудование для блюмингов, косовыталкиватели весом более 150 тонн, чугуновозы и шлаковозы, конверторы для выплавки меди емкостью 80 тонн, рамы и двери для коксовых батарей, коксотушильные вагоны, шлаковозные тележки и многое другое. Он стал одним из ведущих в СССР предприятий по выпуску оборудования для восстановления народного хозяйства Юга и развития промышленности Востока страны.

В 1942 году по постановлению ГКО на Коломенском заводе было возобновлено серийное производство дизелей и проектирование новой дизельной продукции. В феврале 1942 года на головном заводе в Коломне уже действовало 13 производственных и 10 вспомогательных цехов. К июню 1942 года была возобновлена работа всех основных цехов. А в 1943 году – собственное паровозостроение, хотя в течение предыдущих военных лет предприятие ремонтировало паровозы, его конструкторы смогли усовершенствовать такую довоенную конструкцию, как Эр, начали проектирование новых локомотивов.

На фронтах Великой Отечественной войны воевало около 4000 работников Коломенского завода, среди них – 200 женщин. 14 коломзаводцев были удостоены звания «Герой Советского Союза», один из них – дважды. Это – бывший формовщик чугунолитейного цеха, летчик-истребитель, командир авиаполка, затем – заместитель командира авиадивизии В.А. Зайцев.Он совершил 427 боевых вылетов, провел 163 воздушных боя, сбил 34 самолета противника лично и 19 в групповых боях.

Более 1500 коломзаводцев за мужество и отвагу в боях за Родину награждены боевыми орденами и медалями. 119 коломзаводцев сражались в рядах 52-го Коломенского истребительного батальона, который внес большой вклад в организацию партизанского движения, освобождение от врага населенных пунктов Московской области в дни битвы за столицу. Коломзаводцы воевали на всех фронтах войны, практически во всех родах войск – на суше, на воде, в воздухе.

В июле 1945 года Коломенский ордена Ленина Коломенский завод имени Куйбышева был награжден Орденом Трудового Красного знамени за успешное выполнение заданий правительства по выпуску металлургического оборудования и боеприпасов.

В музее Коломенского завода бережно хранятся фотографии, документы, награды, личные вещи погибших защитников Родины: около 2000 коломзаводцев пали на фронтах Великой Отечественной войны. В их честь на центральной заводской площади горит Вечный огонь. В дни празднования Победы коломзаводцы возлагают поминальные венки на место гибели Особого бронепоезда № 1 «За Сталина!» под г. Гагариным и на братскую могилу бойцов 52-го Коломенского истребительного батальона под деревней Полушкино в Подмосковье. В 2013 году впервые после войны были найдены останки погибших бойцов Особого бронепоезда № 1 и захоронены на Воинском кладбище в Коломне. Такие места напоминают, какой ценой была завоевана Победа, о подвиге соотечественников, который стыдно будет не помнить, невозможно будет забыть. А причастность к работе на одном предприятии объединит благодарным теплом заводского братства и гордостью за коломзаводцев и сегодняшних, и будущих работников предприятия.

Источник: ОПЖТ