На рынке дефицит цельнокатаных колёс, а неисправность этой детали — одна из основных причин отцепки вагонов в ТОР.
В октябре на Октябрьской железной дороге запущен пилотный проект «Сервис контроля жизненного цикла колёсных пар грузовых вагонов». Это пример экосистемы, где производители, перевозчик, операторы и ремонтные компании формируют доверенную среду для обмена информацией о колёсных парах. В 2020 году «пилот» будет расширен на другие детали вагонов. Участники рынка заявляют о готовности присоединиться к проекту, но отмечают, что для его эффективной работы необходимо изменение законодательства. ОАО «РЖД» активно работает над этим вопросом.
ШИРОКИЙ КРУГ
«Сервис контроля жизненного цикла колёсных пар грузовых вагонов» — первый этап реализации одного из ключевых проектов Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года «Интегрированная система взаимодействия с клиентами». Задача текущего проекта в том, чтобы процесс передачи колёсных пар между всеми участниками рынка был абсолютно прозрачен и достоверен, а информация по каждой зарегистрированной детали доступной. Ожидаются и косвенные позитивные эффекты: сокращение времени ремонта вагонов и согласования купли-продажи колёсных пар, контроль их запасов на складах ремонтных предприятий. Для запуска «пилота» по колёсным парам есть несколько причин. На рынке около 600 собственников грузовых вагонов, в эксплуатации свыше 1 млн вагонов приватного парка, на каждый из которых приходится от четырёх до шести колёсных пар. При этом на рынке дефицит цельнокатаных колёс, а неисправность этой детали — одна из основных причин отцепки вагонов в ТОР. «Недобросовестные поставщики комплектующих изделий, а также некоторые частные ремонтные вагонные депо используют контрафактную продукцию, дабы получить сверхприбыль для своих предприятий, и совершенно не думают о безопасности», — говорит гендиректор Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова. Она приводит пример, когда после запрета колёсных пар типа РУ-1 с 1 января 2017 года эти оси после технических манипуляций в кустарных условиях превращаются в ось РУ1Ш. По мнению участников рынка, запущенный на Октябрьской дороге проект может решить проблему. «Для участников рынка запасных частей грузовых вагонов важна прозрачность процесса, при котором станет затруднительно пускать в оборот „серое“ литьё, контрафакт», — говорит директор по информтехнологиям ЗАО «Евросиб СПб-ТС» Аркадий Гусев.
ЕСТЬ ЭФФЕКТ
Для создания единого информационного пространства разработана платформа «Сервис контроля жизненного цикла грузового вагона» (РРД КП) на базе распределённой блокчейн-сети Hyperledger Fabric. Проект предусматривает интеграцию АСУ всех участников жизненного цикла с платформой. Его уже пробуют участники «пилота» — помимо ОАО «РЖД» задействованы изготовитель колёсных пар АО «Алтайвагон», собственники вагонов ООО «Трансресурс» и АО «СГ-транс», а также вагоноремонтные компании. «Совместно с другими участниками пилотного проекта сейчас моделируем в режиме реального времени реальные ситуации по движению деталей вагона. Информация по колёсным парам передаётся через интеграционный модуль в общую систему. Так формируется история детали, отрабатываются процессы интеграции и взаимодействия учётных систем каждого участника процесса», — рассказывает генеральный директор АО «СГ-транс» Сергей Калетин.
Первые результаты налицо. «Уже можно оперативно получать данные по истории колёсной пары: кто произвёл, в составе какого вагона эксплуатировалась деталь, на каком предприятии ремонтировалась, другую информацию, необходимую в производственном процессе обслуживания», — рассказывает и.о. главного инженера АО «ВРК-2» Дмитрий Русин. Система аккумулирует широкий перечень информации. «Это данные, начиная от состава металла, из которого изготовлено каждое колесо, ось или подшипник, и заканчивая актом об отнесении к разряду металлолома, когда дальнейшее использование данного элемента уже невозможно», — говорит Сергей Калетин. По его словам, сейчас для получения информации в таком объёме надо приложить массу усилий и времени. Не вызывает сомнений и качество данных — технология блокчейн не даёт внести коррективы незаметно или задним числом. «Проект позволяет обеспечить достоверность, сохранность и защиту данных от внешнего воздействия», — подчёркивает и.о. начальника производственного отдела АО «ВРК-3» Артём Калинин.
ВЫГОДА НАЛИЦО
Участники рынка заявляют о том, что проект им интересен. «Появится возможность реализовывать колёсные пары с помощью смарт-контрактов, без применения бумажных договоров», — говорит Артём Калинин. В случае отцепки грузового вагона в ТОР у собственника подвижного состава появится возможность приобретения колёсной пары из тех, что выставлены на торговую площадку РРД КП другими участниками.
«Производители колёс смогут вести мониторинг их потребительских свойств в течение жизненного цикла, то есть получать исходную информацию для продвижения и развития продукции», — говорит замдиректора по продвижению и развитию железнодорожной продукции ДТиР дивизиона железнодорожных колёс АО «ВМЗ» Александр Ладыченко.
Есть и сложности. Одна из них — обеспечение полноценного наполнения системы данными. «Трудность в том, что информация должна поступать постоянно и из различных источников на всём жизненном цикле детали. Причём не только на территории России, но и во всех странах, где будет эксплуатироваться эта деталь», — считает Сергей Калетин. Он добавляет, что без поддержки государства и Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества в этом вопросе не обойтись.
Трудности связаны также с требованиями нормативно-правовых документов. «Часть информации, которая появляется в процессе ремонта запасных частей, по правилам может существовать только в бумажном виде, электронные дубликаты не предусматриваются», — говорит Аркадий Гусев. Над этой проблемой работают все участники рынка. До конца года СОЖТ планирует подготовить ряд обращений о необходимости перевода в электронный формат определённых форм, отражение которых необходимо в блокчейне. Аналогичную работу проводит и ОАО «РЖД». «Компания занимает максимально активную позицию в инициировании внесения изменений в нормативно-правовую базу», — подчёркивает директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Он также сообщил, что в 2020 году планируется масштабировать проект на другие детали грузовых вагонов.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности