16.05.2025

Куда уходят нефтегрузы с железной дороги

Погрузка нефти и нефтепродуктов на РЖД в апреле сократилась до 16,1 млн т, что 6% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Основной провал достигнут на внутренних маршрутах. Поставки на экспорт остались волатильными.

По статистике информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», спад внутри РФ коснулся как светлых, так и темных нефтепродуктов. В группе светлых нефтепродуктов более всего снизились перевозки бензина (-11% к апрелю 2024 года), дизтоплива (-13%) и прочих светлых нефтепродуктов (-19%).

Это связано с несколькими обстоятельствами.

Во-первых, часть НПЗ ушли в апреле на плановые ремонты.

Во-вторых, возникли сложности с отправками топлива на РЖД из-за ограничений на подачу цистерн под погрузку в рамках борьбы перевозчика с нежелательными (встречными) порожними пробегами. Это осложнило выполнение выполнение ряда технологических операций для НПЗ и оборот цистерн. В связи с этим часть отправок были переключены на автотранспорт.

В-третьих, представитель НПЗ отметил, что на топливо в марте был отмечен вялый спрос. Соответственно, внутри РФ накопились запасы. Однако в апреле российские аграрии на неделю раньше обычного начали посевную. И обеспечение топливом вызвало беспокойство в правительстве РФ.

Внутренние поставки под контролем

Вице-премьер РФ Александр Новак провел заседание штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, по условиям перевозок топлива на РЖД и поставок сельхозпроизводителям (об этом говорится в сообщении кабмина).

По информации Минэнерго и ФАС, цены на топливо в розничном сегменте в апреле оставались стабильными, дефицит отсутствовал. Иными словами, внутренний рынок был полностью обеспечен бензином и дизтопливом. Было также отмечено, что поставки предприятиям АПК в период посевной кампании шли согласно заявкам аграриев.

Тем не менее А. Новак поручил Минэнерго и ФАС проводить мониторинг цен на топливо в РФ, обеспечивать биржевые продажи, а также проработать вопрос о своевременных сроках доставки топлива покупателям по железной дороге. При этом было решено продлить запрет для непроизводителей на экспорт бензина до октября.

Экспорт выручил железнодорожников, но лишь отчасти

Без отправок за рубеж погрузка на РЖД ушла вниз в гораздо большей степени, чем это отражено в оперативной статистике. Перевозки поддержал экспорт бензина – несмотря на действующие ограничения, затрагивающие всех участников рынка, кроме крупных производителей, выпускающих более 1 млн т бензина в год.

Итак, перевозки на экспорт бензина выросли в 1,8 раза. Аналогичная динамика – экспорта керосина. При этом экспорт дизтоплива сократился на 3%.

Однако темные нефтепродукты потянули перевозки на РЖД: минус в экспорте мазута составил 2%. Нефти отправлено за рубеж в цистернах в 1,4 раза меньше, чем в апреле 2024 года. Спад по прочим темным нефтепродуктам – тоже в 1,4 раза.

По битуму ситуация сложилась нестандартная: внутри РФ перевозки упали в 1,3 раза, а на экспорт поставки выросли на 23%. Обычно – все наоборот: внутри РФ – рост, а экспорт – в минусе.

Апрельский тренд можно объяснить только одним: битум ушел в значительной мере на автотранспорт, поскольку столь глубокого спада в ремонтах у автодорожников в апреле не наблюдалось. «Да, возникли вопросы с финансированием. Но это обычная картина для середины весны», – рассказал представитель дорожно-строительной организации.

Прогноз неутешительный

Исходя из сказанного, прогнозы неутешительные. В мае сложности экспортерам нефтепродуктов добавят новые санкции ЕС. Потребуется время на очередную трансформацию логистики.

Ожидаются сложности со стороны стран Балтии, связанные с усилением контроля за теневыми танкерами на Балтике. Недавно эстонский военный флот уже пытался захватить в Балтийском море нефтяной танкер под флагом Габона, который следовал в российский порт. Экипаж судна отказался пустить эстонских военных на борт. Точку в противостоянии поставил появившийся в небе над российский истребитель Су-35.

Экспорт нефтепродуктов останется волатильным, но имеет тренд на рост.

Внутри РФ в мае также ожидается потепление спроса. Плюс ремонты НПЗ обещают по срокам оптимизировать.

Основные сложности ожидаются со стороны РЖД. Сколько цистерн пропустит сеть, такой и сложится погрузка. Аналитики предсказывают, что в мае ожидается спад в погрузке на 3–5%. При этом перевозки топлива автотранспортом вырастут.

Источник: РЖД-Партнер