Минтранс России подготовил поправки в Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, которые предполагают снижение минимального порогового значения толщины гребня колеса грузовых вагонов с 25 мм до 24 мм. Операторы считают, что эта мера позволит преодолеть локальный дефицит вагонов на сети РЖД.
Соответствующий проект приказа в настоящее время проходит процедуру публичных обсуждений на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru. Верхнее пороговое значение толщины гребня планируется оставить на прежнем уровне – 33 мм. «Это решение позволит существенно снизить число отцепок подвижного состава в ремонты, при этом отрицательного воздействия на уровень безопасности движения не прогнозируется», – отметил начальник отдела правового регулирования эксплуатационной безопасности и технической политики Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Михаил Тумилович.
В СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) согласны с этим тезисом, по их оценкам, снижение числа отцепок после принятия этого решения составит порядка 10%. Кроме того, новый документ унифицирует нормативы России и стран «пространства 1520». «Проведённые исследования показали, что целевая минимальная толщина гребня – 24 мм – не окажет негативного влияния на уровень безопасности движения, – говорит начальник отдела нормативно-технического регулирования и межведомственного взаимодействия Департамента безопасности движения (ЦРБ) ОАО «РЖД» Анна Танонова. – При этом в странах СНГ возможна эксплуатация железнодорожных колёс с гребнем толщиной 24 мм. То есть по возвращении, к примеру, из Казахстана, где вагон эксплуатировался на таком гребне, на инфраструктуру РЖД подвижной состав сразу же отцеплялся в ремонт. Заявленные поправки приведут нормативные базы России и наших соседей к общему знаменателю».
Напомним, на прошлой неделе этот вопрос также обсуждался на площадке НП «Объединение производителей железнодорожной техники» («Гудок» писал об этом 23 июля. – Ред.). Участники совещания согласились, что сокращение минимального норматива толщины гребня позволит сократить объёмы текущих отцепочных ремонтов (ТОР) и максимально использовать парк между деповскими ремонтами. «Мы поддерживаем снижение толщины гребня колёс, – подчеркнул заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер АО «Федеральная грузовая компания» Сергей Порядин. – В условиях дефицита на сети колёсных пар эта мера снизит число отцепок вагонов в ТОР. Это, в свою очередь, положительно повлияет на оперативный вывоз груза, что особенно актуально в период локальной нехватки подвижного состава».
По мнению заместителя генерального директора по техническому развитию – главного инженера АО «Первая грузовая компания» (ПГК) Сергея Гончарова, актуализация нормативных документов в части изменения параметров толщины гребней колёсных пар существенно повысит эффективность эксплуатации вагонного парка. «Дальнейшее разрешение эксплуатации колёсных пар с гребнем 23 мм, по нашим расчётам, позволит на 26% снизить поступление вагонов в ТОР в межремонтный период. Если говорить об экономическом эффекте, то он составит порядка 5 млрд руб. в год по сети», – отметил топ-менеджер ПГК.
В свою очередь, специалисты СОЖТа неоднократно отмечали, что проблема ТОР является одним из основных сдерживающих факторов движения вагонов на сети. «К сожалению, в этом году дополнительный простой вагонов в текущих отцепочных ремонтах более чем на двое суток становится нормой. Причины увеличенного простоя понятны – отсутствие запчастей, в первую очередь колёс и литых деталей, ведь основной неисправностью является браковка по неисправности «тонкий гребень». Ранее, до 2009 года, отцепка по данной неисправности не превышала 100–110 тыс. вагонов в год, а в последнее время, при меньшем парке вагонов, она уже превышала 370 тыс. вагонов в год», – рассказала руководитель пресс-службы СОЖТа Ирина Шабанова.
По её словам, в Союзе операторов уже не раз обращали внимание на то, что резерв запчастей, высвободившихся после разделки вагонов в 2015–2016 годах, исчерпан. «Совместно с ЦВ (Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». – Ред.), Росжелдорснабом и Торговым домом РЖД проведён ряд совещаний, ищем возможные решения, но, к сожалению, ресурсы промышленности с учётом потребностей вагоностроения (не только ремонта) не позволяют обеспечить требуемый объём выпускаемой продукции. По нашим оценкам, с учётом объёмов производства на внутренний рынок в 2018 году дефицит колёс составит 300–400 тыс. единиц», – резюмировала Ирина Шабанова.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности