23.10.2024

Минтранс подключился к борьбе с избыточным парком вагонов

Проект поправок в приказ Минтранса поясняет условия, при которых компания-перевозчик имеет право отказать в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона. Документ размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Главная цель этих изменений – оптимизация порожнего пробега вагонов для повышения эффективности перевозок.

Сокращение порожнего пробега вагонов не только положительно отразится ‎на перевозочном процессе. Благодаря этому грузоотправитель сможет уменьшить затраты на оплату подсыла порожнего вагона, говорится в пояснительной записке.

В частности, к списку оснований для отказа в перевозке порожнего вагона добавляется наличие на указанной в заявке ГУ-12 станции отправления груза принадлежащих грузоотправителю порожних вагонов, которые временно размещены на путях необщего пользования грузоотправителя.

Также в перевозке может быть отказано, если на станции отправления груза у грузоотправителя есть вагоны, не предъявленные к погрузке или предназначенные для погрузки по просроченным заявкам ГУ-12.

Проблема избыточного парка порожних вагонов, находящихся на сети РЖД, в последнее время является одной из наиболее острых. Как ранее сообщали «Гудку» в Центральной дирекции управления движением – филиале ОАО «РЖД» (ЦД), сегодня ежесуточно 36 тыс. порожних вагонов следуют во встречном направлении («Гудок» № 149 от 08.10.2024). «Это более 500 грузовых поездов, что приводит к дополнительному занятию станционных путей, которые используются в качестве накопительных ёмкостей», – говорят в ЦД. По данным дирекции, на конец сентября из 5 тыс. таких путей 1120 было занято избыточным порожним подвижным составом, что почти на 25% снизило манёвренность сети железных дорог.

Именно уменьшение нагрузки на станции со стороны избыточного парка грузового подвижного состава является основной целью предложенных Минтрансом изменений, полагает директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов. «В последнее время избыточный парк вагонов в совокупности с увеличением показателя оборачиваемости вагона приводит к значительной дополнительной загрузке станций и дальнейшему замедлению сети, что негативно влияет на возможности обеспечения спроса на грузовые перевозки», – объясняет эксперт. Но он не уверен, что документ полностью решит проблему.

Фото: Иван Шаповалов. Пресс-служба ОАО «РЖД».

Источник: ГУДОК