О согласии и несогласии с внесением изменений в Устав железнодорожного транспорта участники рынка должны были уведомить Минтранс к 1 ноября. РЖД-Партнер опросил их, и выяснилось, что единого консолидированного мнения нет. Более того, если верить собеседнику РЖД-Партнеру, который пожелал сохранить анонимность, есть надежда, что «ситуация затухнет в зачатке».
Неподвижный состав
Минтранс предлагает сократить сроки уборки порожних вагонов с мест общего пользования с 24 часов до 12. То есть после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной накладной, обязан либо убрать порожние вагоны, или обеспечить предъявление порожних грузовых вагонов для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры не предусмотрено другое. Кроме того, предлагается увеличить плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса. Сейчас это – пятикратный размер за каждые последующие сутки после истечения третьих суток с момента выгрузки грузов из вагонов или с момента подачи порожних грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования, а должен быть, по мнению Минтранса, десятикратный. Более того, срок выгрузки сокращен с трех суток до одних.
Минтранс также предлагает перемещать порожние грузовые вагоны без оформления в установленном порядке перевозочных документов не только с припортовых железнодорожных станций, и со всех иных. Причем о перемещении порожнего грузового вагона перевозчик или владелец инфраструктуры уведомляет владельца вагона не менее чем за шесть часов до принятия такого вагона для перемещения, ранее – 12 часов. Как и ранее, такое перемещение с припортовой и иной инфраструктуры осуществляется за счет владельца вагона.
«Перевозчик имеет право отказать в согласовании запроса на предъявление вагона к перевозке, если срок нахождения вагона на станции перемещения составляет менее 100 дней», – указано в предложении Минтранса. Ранее этого пункта в Уставе железнодорожного транспорта не было.
В настоящее время отмечается увеличение количества грузовых вагонов, так в письме Минтранса, подписанном заместителем министра А. Н. Шило, объясняют инициативу. Сегодня на сети 1,367 млн вагонов, однако число вагонов «продолжает расти».
«Дальнейшее увеличение парка вагонов и концентрация его на экспортных маршрутах приводит к увеличению его оборачиваемости, занятию железнодорожной инфраструктуры общего пользования и затруднению пропуска грузовых вагонов. Таким образом, рациональное использование железнодорожной инфраструктуры общего пользования приобретает большое значение», – сообщается в документе. Его направили в СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта», Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД, а также в Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок. Свои предложения в Минтранс получатели письма должны были направить не позднее 1 ноября.
Рынок боится потерь
«Смысл в изменении 44 ст. Устава железнодорожного транспорта? Минтранс намерен «закрутить гайки». Все, по мнению РЖД, должно быть быстрее – и убирать вагоны, и очищать их от грузов. Но это невыполнимые требования, так как РЖД согласовывают заявки на перемещение вагона раз в сутки. Каким образом тогда убирать вагон за шесть часов?» – говорит собеседник РЖД на условиях анонимности.
Есть проблемы с информационными системами самих РЖД, продолжает собеседник РЖД-Партнера. Главный пункт, продолжает он, – право на перемещение вагонов не только с припортовых станций. РЖД намерены перемещать любой вагон, если он, по мнению РЖД, мешает. На мой взгляд, Минтранс намерен повысить дисциплину и повысить оборот вагонов, что, собственно, логично, говорит Кирилл Янков, член общественного совета при Минтрансе.
«Это предложение Минтранса. Оно инициировано РЖД. Но самое интересное – про перемещение грузовых вагонов из припортовых зон. Минтранс предлагает в том числе перемещать вагоны из любых станций, не только портов, а морским терминалам намерен разрешить погрузку в любой пригодный для этого порожний грузовой вагон, находящийся на принадлежащих им железнодорожных путях. Понимаете, и в советское время не все вагоны принадлежали МПС. То есть и тогда для этого можно было использовать не любой вагон. Да, Минтранс предлагает серьезное изменение схемы оборота вагонов. Я говорю как экономист – это сильно подрывает бизнес-схему частных операторов», – заключает Янков.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности