20.08.2018

МТК 524 «Железнодорожный транспорт» провел заседание

10 августа 2018 г. состоялось итоговое заседание Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт» в управлении Белорусской железной дороги (г. Минск, Республика Беларусь). Мероприятие прошло под председательством председателя МТК 524, президента НП «ОПЖТ», члена правления ОАО «РЖД», старшего советника генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Валентина Гапановича.

В заседании приняли участие руководители профильных подразделений и ведущие специалисты Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ», АО «Трансмашхолдинг», департамента развития и технической политики ПАО  «Укрзализныца», АО «Национальная компания «Казахстанские железные дороги», ГП «НК «Кыргыз Темир жолу», АО «Узбекистанская железная дорога» и др.

Приветствие участникам направил председатель Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Абрамов.

Открыло заседание с приветственным словом главный инженер Белорусской железной дороги Валерий Шубадеров.

В своем докладе Валентин Гапанович подвел основные итоги работы МТК 524 в 2017 году и рассказал о стратегических задачах на краткосрочную перспективу. Отдельно Валентин Гапанович подчеркнул необходимость актуализации плана работы МТК и призвал представителей всех стран-членов Комитета активно выходить с инициативой разработки межгосударственных стандартов.

Главный инженер АО «Национальная компания «Казахстанские железные дороги» Талгат Канатбаев и другие участники поддержали предложение и также высказали мнение о необходимости усиления роли МТК при разработке стандартов. В свою очередь Валентин Гапанович заявил о необходимости оптимизации процедуры разработки межгосударственных стандартов. Для этого было решено обратиться в Бюро по стандартам МГС с соответствующими предложениями по корректировке основополагающих стандартов межгосударственной системы стандартизации.

С приветственным словом к участникам заседания выступил заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Дмитрий Шпади. Он подчеркнул, что стандартизация сегодня играет существенную роль в экономике производства продукции, предоставлении услуг, в повышении эффективности и производительности, а также в улучшении качества продукции. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукции и услуг их функциональному назначению, устранению технических барьеров в торговле между странами, отметил докладчик.

О совершенствовании работ по межгосударственной стандартизации рассказал ответственный секретарь МГС – директор Бюро по стандартам Владимир Черняк. Он подробно изложил основные задачи Межгосударственного технического комитета по стандартизации и выделил общие проблемы межгосударственных технических комитетов, а именно: низкую активность большинства МТК, недостаточную компетентность специалистов в области стандартизации, а также отсутствие экономических стимулов, постоянных источников и бизнес-модели.

Анастасия Кобзева, ответственный секретарь МТК 524 – начальник отдела стандартизации ФБУ «РС ФЖТ», выступила с отчетом о работе МТК 524 за 2017 год. В 2017 году было принято 19 межгосударственных стандартов, затрагивающих различные сферы железнодорожного транспорта. Докладчик рассказала о плане работы МТК 524 на 2018 год, в который вошли 130 переходящих тем, а также 35 новых.

Алексей Подлужный, начальник отдела информационных технологий ФБУ «РС ФЖТ», рассказал о концепте разработки межгосударственного стандарта на базе информационного ресурса межгосударственного технического комитета 524 «Железнодорожный транспорт», а также представил функционал информационного ресурса: хранение всех стадий разработки стандартов, аутентификация пользователей, оповещение членов МТК и причастных лиц, о всех стадиях принятия стандарта, публичное обсуждение первой редакции, автоматизированная смена статуса документа, реализация выгрузки по результатам работ. Так, на ресурсе предусмотрено пять ролей с различными задачами: секретариат заводит карточки стандартов, выбирает выпускающий или смежные МПК, добавляет документы по стандарту, запускает публичное обсуждение, экспертизу, голосование по окончательной редакции; член МТК – получает уведомления, голосует, добавляет замечания; получает уведомления, добавляет замечания и экспертизу; администратор сайта- добавляет и удаляет пользователей, определяет права доступа; разработчик стандарта- собирает замечания, выкладывает сводку отзывов, по стадиям рассмотрения стандартов, последний этап – подключение к другим системам (ФГИС, АИС МГС и т.п.).

Завершило сессию докладов выступление Владимира Фролова, начальника службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Управления Белорусской железной дороги. Докладчик рассказал о состоянии и совершенствовании работы по стандартизации на Белорусской железной дороге. В целях создания и развития нормативной базы для внедрения перспективных технологий цифровой экономики Республики Беларусь было принято решение о создании национального технического комитета по стандартизации. Докладчик рассказал о наличии рабочей группы по разработке изменений в технические регламенты Таможенного союза в области железнодорожного транспорта для актуализации перечней стандартов для выполнения требований ТР ТС и о сотрудничестве с такими международными организациями как МТК 524, НП ОПЖТ и Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

В рамках заседания прошло награждение представителей членов МТК, которые внесли значительный вклад в развитие стандартизации в железнодорожной отрасли.

В конце мероприятия были подведены его итоги и выработаны стратегические направления работы МТК 524 на период 2018-2020 годы: развитие BIM-технологий, беспилотная система управления, гармонизация требований с директивами EC и TSI, повышение качества услуг, а также применение «зеленых» стандартов и рациональное природопользование

Источник: ОПЖТ