В сентябрьском номере журнала «Стандарты и качество» №9, 2025 г. опубликована статья «МТК 524 «Железнодорожный транспорт». Работы по стандартизации в железнодорожной отрасли» кандидата технических наук, президента Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники», председателя МТК 524 «Железнодорожный транспорт» Валентина Гапановича, вице-президента Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» Андрея Смыкова, главного специалиста Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» Фаины Шохиной.
15 мая 2025 г. в АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ») состоялось итоговое заседание межгосударственного технического комитета по стандартизации «Железнодорожный транспорт» (МТК 524). В мероприятии приняли участие более 65 экспертов из государств — членов Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), включая представителей железных дорог стран МГС, а также организаций — членов Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) и технического комитета по стандартизации «Железнодорожный транспорт» (ТК 045).
О техническом комитете
МТК 524 «Железнодорожный транспорт» учрежден в 2010 г. решением 38-го заседания МГС. В состав технического комитета входят железнодорожные администрации Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Российской Федерации.
Промышленность России принимает участие в деятельности МТК 524 путем разработки и согласования проектов межгосударственных стандартов в рамках ТК 045, которые затем направляются на рассмотрение и голосование в межгосударственный технический комитет.
В 2024 г. проведены: 1 ежегодное заседание МТК 524, 6 согласительных совещаний в режиме видеоконференц-связи и 12 заочных заседаний в рамках голосования на интернет-портале МТК 524 по окончательным редакциям проектов межгосударственных стандартов. В итоге разработано и согласовано 16 документов.
По результатам оценки эффективности деятельности технических комитетов за 2023 г. МТК 524 вошел в тройку лидеров межгосударственной стандартизации.
Сводная информация о МТК 524 приведена на рис. 1.
Рис. 1. Общие сведения о МТК 524 «Железнодорожный транспорт». ФБУ «РС ФЖТ» — Федеральное бюджетное учреждение «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»
Актуальные направления работ
Всего за МТК 524 закреплено 349 межгосударственных стандартов, в т.ч. 179 стандартов технических условий, 96 стандартов на требования, 63 стандарта на методы испытаний, 11 терминологических стандартов (рис. 2). За последние 5 лет разработано и актуализировано 93 документа. Разработанные в рамках МТК 524 стандарты составляют основу доказательной базы технических регламентов в области железнодорожного транспорта, а также формирования требований для закупки подвижного состава, его составных частей и элементов инфраструктуры.
Рис. 2. Фонд стандартов, закрепленных за МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
Высокоскоростной железнодорожный транспорт
Основной задачей МТК на ближайшее время является стандартизация объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта. Объектами высокоскоростной магистрали (ВСМ) согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011) являются:
- высокоскоростной железнодорожный подвижной состав с конструкционной скоростью более 200 км/ч и его составные части;
- элементы инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Всего 143 объекта технического регулирования подлежат обязательному подтверждению соответствия.
В настоящее время в Российской Федерации сформирован план разработки стандартов для ВСМ в 2025—2027 гг., в который вошли 50 стандартов на подвижной состав, его составные части, инфраструктуру ВСМ и ее отдельные элементы. Из них 24 документа — межгосударственные, в перспективе они будут включены в доказательную базу ТР ТС 002/2011.
Следует отметить, что головной производитель высокоскоростного железнодорожного подвижного состава ООО «Уральские локомотивы» осуществляет производство поезда совместно с не менее чем 50 поставщиками основных составных частей. В проекте участвуют АО «Трансмашхолдинг», ООО «КСК», АО «МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова», АО «Транспневматика», предприятия кабельной промышленности и др.
Тормозные системы
В рамках деятельности ОПЖТ при поддержке АО «Трансмашхолдинг», Концерна «Уралвагонзавод», АО «МТЗ ТРАНСМАШ им. А.А. Егоренкова», компании «РМ Рейл», АО «Ритм» ТПТА, ПАО «НПК ОВК» 15 апреля 2025 г. в Москве состоялась межотраслевая научно-практическая конференция «Тормозные системы железнодорожного подвижного состава. Проблемы, решения, перспектива». Участие в ней приняли более 150 представителей организаций и предприятий железнодорожного машиностроения, инжиниринговых центров, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений высшего образования из России, Казахстана, Беларуси.
В ходе 47 докладов и выступлений были подняты важные вопросы и проблемы в области производства, эксплуатации, сервисного обслуживания и ремонта тормозных систем железнодорожного подвижного состава. С целью максимального охвата актуальных тем, подлежавших рассмотрению на конференции, помимо пленарного заседания состоялись заседания круглых столов «Грузовые вагоны», «Тяговый подвижной состав: локомотивы и МВПС », «Пассажирские вагоны локомотивной тяги».
С учетом производства подвижного состава нового поколения одним из вопросов, обсуждавшихся в рамках конференции, стала актуализация ранее разработанных стандартов, в первую очередь — в области терминов и определений. Например, в ГОСТ 33724.1 термин «кран машиниста» имеет одно определение, а в терминологическом стандарте на то же оборудование железнодорожного подвижного состава (ГОСТ 34703 ) этот термин определяется уже по-другому — более того, формулировка не соответствует всем реализуемым устройством функциям. С марта текущего года в ОПЖТ проходит серия совещаний, на которых проводится совместный анализ таких несоответствий в стандартах на тормозное оборудование. По результатам обсуждений в стандарты будут вноситься соответствующие изменения и корректировки (рис. 3).
Рис. 3. Предложение по изменению определения к термину «кран машиниста»
Основная цель стандартизации научно-технической терминологии — установление однозначно понимаемой и непротиворечивой терминологии.
Терминология в области надежности
На сегодняшний день важным направлением является обеспечение надежности эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава, в т.ч. создание локомотивов с повышенными показателями безотказности и ремонтопригодности. Нерешенные проблемы связаны, в частности, с терминами, применяемыми всеми участниками производства и эксплуатации.
Анализ показывает, что в действующих и разрабатываемых стандартах в области надежности железнодорожной техники отсутствуют определения таких важных понятий, как «эксплуатационная надежность железнодорожного подвижного состава» и «модель эксплуатации железнодорожного подвижного состава». Руководствуясь общесистемным ГОСТ 27.003 , предлагаем установить в ГОСТ 32192 эти термины с соответствующими определениями (рис. 4).
Рис. 4. Предлагаемая терминология в области надежности железнодорожного подвижного состава
Следует отметить, что на базе ТК 045 «Железнодорожный транспорт» функционирует подкомитет «Терминология» (ПК 14), руководство и состав которого обновлены в апреле 2025 г. Его возглавила доктор технических наук, профессор, доцент ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» Е.В. Копылова. В состав ПК 14 вошли 20 организаций — полноправных членов.
Добровольная сертификация систем менеджмента качества
В целях обеспечения высокого качества продукции, выпускаемой предприятиями транспортного машиностроения и смежных отраслей, с апреля 2022 г. в рамках Системы добровольной сертификации (СДС) ОПЖТ осуществляется официальное внедрение ISO 22163 на предприятиях железнодорожной отрасли. К настоящему времени 132 организации прошли сертификационные процедуры и подтвердили свое соответствие требованиям международного стандарта.
В рамках системы СДС ОПЖТ аккредитованы три органа по сертификации: Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», ООО «ИРИ КОНС», ООО «РУСТЕХСЕРТ».
Для решения приоритетных задач, направленных на продвижение на внешние рынки стран БРИКС российской продукции транспортного машиностроения, а также повышения доверия к отечественным производителям, ОПЖТ в ноябре прошлого года подписало соглашение с Евразийской ассоциацией по оценке соответствия и сертификации (ЕСА) (рис. 5). Сотрудничество будет способствовать формированию единых подходов и требований к результатам оценки соответствия и сертификации по международным и национальным стандартам, обеспечению взаимного признания сертификатов, разработке совместных предложений по совершенствованию ISO 22163 в рабочих органах Международной организации по стандартизации (ISO).
Рис. 5. Международное признание результатов добровольной сертификации систем менеджмента качества на предприятиях железнодорожной отрасли
Контроль первого изделия
Как известно, качество конечного изделия на 80% зависит от качества комплектующих, поставляемых поставщиками второго и третьего уровней, включая межцеховые поставки непосредственно в рамках одного предприятия. Комплектующие оказывают существенное влияние на надежность подвижного состава, включая такие его показатели, как безотказность и ремонтопригодность.
Ассоциация ОПЖТ в инициативном порядке разработала стандарт СТО ОПЖТ 48—2025 «Железнодорожное машиностроение. Методические рекомендации по организации процесса «Контроль первого изделия». Реализация его положений предприятиями машиностроения и ремонтными организациями является крайне важным, в т.ч. для получения объективных свидетельств о покупных изделиях и сопоставления полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в конструкторской документации, стандартах и договорах поставки.
Принятие решения о закупке и допуске продукции поставщиков на основе чек-листов контроля повысит качество, надежность и эффективность эксплуатации подвижного состава и сложных технических систем на сети железных дорог. Например, на Новочеркасском электровозостроительном заводе в мае текущего года проведен семинар на тему: «Требования и преимущества стандартов ISO 22163:2013 и СТО ОПЖТ 48—2025» с участием 36 предприятий-поставщиков. Номенклатура изделий электровоза 3ЭС5К составляет свыше 25 тыс. единиц. При этом более 25% покупных изделий поступают от внешних поставщиков. Реализация процесса «Контроль первого изделия» позволит повысить надежность и качество локомотива в эксплуатации.
Считаем, что практику внедрения стандартов в области качества продукции необходимо расширять.
Управление качеством на предприятиях по ремонту
В Ассоциации ОПЖТ большое значение придают качеству не только выпускаемой продукции железнодорожного машиностроения, но и ремонта, а также сервисного обслуживания.
За последние два года в виде СТО ОПЖТ разработано пять методических рекомендаций в области внедрения и развития систем менеджмента качества на вагоноремонтных предприятиях и сервисных локомотивных депо. Эти стандарты образуют систему комплексного управления, которая основана на концепции всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management, ТQM) (рис. 6).
Рис. 6. Управление системами обеспечения качества продукции предприятий по ремонту подвижного состава на основе внутреннего аудита. СЛД — сервисное локомотивное депо; ВРП — вагоноремонтное предприятие; РСУ — ремонтно-строительное управление; СПС — специальный подвижной состав
В настоящее время внедрение разработанных подходов осуществляется в 11 сервисных локомотивных депо ООО «ЛокоТех», 8 вагоноремонтных предприятиях Группы «НВРК» и Группы «Новотранс», а также на ремонтно-сервисном участке ООО «РПТ Групп».
Заключение
Подводя итоги, отметим ряд задач, которые стоят перед МТК 524 и направлены на развитие стандартизации в железнодорожной отрасли:
- разработка и актуализация стандартов в области надежности железнодорожного подвижного состава и его составных частей;Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности