На сегодняшний день на сетях РЖД излишествует от 100 до 300 тыс. вагонов, которые активно не задействованы в перевозках на сегодняшний день. Такую статистику привел Андрей Голубчик на сессии «Логистика промышленных предприятий» в рамках международной выставки Logistika Expo 2025.
По словам спикера, многие из этих вагонов – частные, что создает определенные сложности в управлении для ОАО «Российские железные дороги». «Их бы куда-то загнать, однако формально ОАО «РЖД» для них не указ», – подчеркнул А. Голубчик. Между тем собственников нельзя заставить порезать собственные вагоны.
Эксперт предполагает, что механизмом борьбы для частной компании выступает система ЭТРАН, которая позволяет снова и снова «не подтверждать отправку порожних или груженых вагонов». «Разумеется, реальные сотрудники тут ни при чем: что взять с искусственного интеллекта, он же искусственный», – иронизировал А. Голубчик.
Спикер также отметил злоупотребление ст. 103 УЖТ, которая требует полной очистки вагона грузополучателем после выгрузки. В большинстве своем это работает с цистернами, в меньше степени с полувагонами и химовозами. «Из-за простоя в вагонах начнут образовываться смолянистые отложения, но это же великолепный повод давить и не пускать. 103 статья, отмывайте и снаружи и внутри. А пока не отмоете – порожние вагоны не будут выпущены с какой-нибудь территории нефтебазы», – добавил он.
А. Голубчик подчеркнул, что сегодня каждая компания, которая нуждается в организации перевозок, решает эту проблему как может. Особенно часто используются административные ресурсы и личные связи. Однако, по замечанию эксперта, «высшие руководители наших компаний никогда не вмешиваются в такие вещи. Такая супертяжелая артиллерия не используется». В результате все решается на местах и силами местных сотрудников.
На сегодняшний день только 166 компаний были определены как основные. ОАО «РЖД» обязано предоставлять им приоритет при перевозках. Между тем методы борьбы ОАО «РЖД» с частными компаниями в первую очередь незаконны. Кроме того, они ведут к удорожанию стоимости транспортировки вагонов, которое автоматически ложится на плечи грузополучателей, а в конечном счете и на обычных покупателей в магазинах.
Сегодня, когда «практически каждое изменение изначально направлено на ограничение прав и возможностей грузоотправителей и грузополучателей в части работы с порожним составом», А. Голубчик призвал компании «объединяться и общими усилиями отстаивать свои права».
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности