Такое решение в конце октября вынес шестой апелляционный административный суд.
Он оставил без изменения решение суда первой инстанции от мая этого года. Тогда был признан противоправным и недействительным приказ Министерства инфраструктуры Украины (МИУ), вступивший в силу в феврале 2022 года.
Ранее к решению об ограничении срока службы грузовых вагонов на Украине шли несколько лет. В начале 2020-х некогда мощное грузовое вагоностроение Украины на фоне отсутствия доступа на рынок России оказалось в кризисе: заводы выпускали и продолжают выпускать по паре тысяч вагонов в год против десятков тысяч в прошлые периоды. При этом, по состоянию на 2021 год, нормативный срок службы был превышен у около 95 тыс. эксплуатируемых вагонов в стране – более половины парка.
Идее ограничить срок службы противостояли промышленники Украины, однако соответствующий приказ в конце 2021-го все-таки был принят. Он в том числе предусматривал поэтапное ограничение срока эксплуатации грузовых вагонов и приведение его в нормативный. Например, для полувагонов он должен быть сокращен с 44 лет до 22 лет, для зерновозов – с 45 лет до 30 лет. Предполагалось, что за 10 лет действия документа будет обеспечен выпуск 51,3 тыс. грузовых вагонов.
Однако из-за начавшихся в 2022-м боевых действий в стране программа обновления вагонов была приостановлена. В конце 2023-го на фоне растущих экономических проблем с предложением отменить приказ к правительству страны обратилась федерация работодателей транспорта Украины. В письме было отмечено, что дальнейшее действие документа может создать дефицит вагонов, привести к еще большему сокращению ВВП и налоговых поступлений. В результате, в апреле-2024 в приказ МИУ были внесены изменения, допускающие эксплуатацию вагонов, срок службы которых был продлен до его принятия.
Однако затем иск к МИУ об отмене приказа подало объединение промышленных предприятий «Укрметаллургпром» и в мае-2025 выиграло дело. За этим последовала апелляция от Министерства развития общин и территорий Украины, но, как уже упоминалось, она тоже не имела успеха. В своем решении апелляционный суд отметил, что действующее законодательство страны не запрещает владельцам вагонов эксплуатировать подвижной состав сверх нормативного срока, если он соответствует требованиям безопасности и действующим техническим регламентам. Суд также отметил, что приказ МИУ в 2021-м принимался до окончания срока общественного обсуждения, что нарушало принцип прозрачности и учета общественного мнения.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности