Как и сообщал Vgudok неделю назад, заместитель генерального директора РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД» Дмитрий Мурев уходит со своей должности. Стало известно, что его сменит глава ИЭРТ Ирина Магнушевская. Она уже прошла согласования на всех уровнях, о назначении будет объявлено в ближайшее время. Сам г-н Мурев отправится в «Федеральную грузовую компанию» («ФГК») на место генерального директора Андрея Дреничева. А что будет с последним — пока никто не знает.
Ирина Магнушевская в первую очередь интересна позицией по углю — самому сложному клиенту РЖД и с точки зрения положения в отрасли, и с точки зрения отношений с монополией.
«Развитие инфраструктуры позволило с 2013 года нарастить экспорт угля в восточном направлении на 97% — до 111,5 млн тонн <...>, а доля угля в общем объёме на экспорт достигает 73%. Фактически это говорит о заполнении углём почти всего прироста провозных способностей.
Введение дополнительных преференций для угля на перевозки железнодорожным транспортом в восточном направлении неотъемлемо приведёт к падению погрузки других грузов — высокодоходных. Это противоречит целям президентского указа о диверсификации экономики и росте несырьевого неэнергетического экспорта на восток», — отметила в мае в своей колонке г-жа Магнушевская.
При этом Магнушевская, высказываясь о перевозках угля и мерах поддержки, выступает на удивление взвешенно. Она не призывает «исключить уголь» из числа клиентов РЖД и закрыть глаза на беды экспортёров, а предлагает подходить к кризису и способам решения проблемы более комплексно, чтобы сохранить прибыль могли не только грузоотправители, но и перевозчик.
Чего ждать от работы Ирины Магнушевской в ЦФТО? Скорее всего, тарифы РЖД будут повышаться пропорционально бюджетам инфраструктурных проектов. Как не раз заявляла нынешняя глава ИЭРТ, главный источник возврата вложений в ЖД-стройки — реализация тарифной политики в полном объёме.
Сейчас спорных вопросов в отношениях с клиентами много и решать их надо быстро. Неясной остаётся судьба ДМЗИ, разработанной и получившей не самый позитивный отклик при Алексее Шило, не тронутой при Муреве и требующей, по словам клиентов РЖД, пересмотра.
По словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, сложно сказать, с чего начнёт свою работу Ирина Магнушевская, главный вопрос в том, как она расставит акценты в этой деятельности. Собеседник vgudok.com предположил, что в первую очередь фокус будет направлен на работу с крупными и средними клиентами.
«Сейчас сложно сказать, какими будут первые решения. Сегодня падают объёмы не только по технико-технологическим ограничениям, которые имеют российские железные дороги. Это связано и с ограничением движения порожних вагонов, и с дефицитом инфраструктуры, и, в том числе, с общеэкономическими параметрами. Мы видим, что у многих предприятий сегодня отсутствуют внешние рынки, экономические показатели сделок внутри России тоже не обеспечивают возможности реализации продукции, в том числе за счёт дорогой логистики. Поэтому, я думаю, что первые шаги будут направлены как раз на поиски оптимизации логистических цепочек и определение роли РЖД вот в этой оптимизации», — добавил г-н Иванкин.
При этом в сегодняшних условиях далеко не всё зависит от РЖД. Даже если они сегодня будут создавать какие-то технологические преференции, очень многое упирается в ценовые параметры, а в плане цены у РЖД ограничен манёвр. У перевозчика нет таких гибких инструментов для того, чтобы оказать помощь российским грузам на внешних рынках.
СПРАВКА. Г-жа Магнушевская с железными дорогами знакома хорошо. С 2000 года она трудилась в различных должностях на Красноярской железной дороге — филиале ОАО «РЖД». С 2015 года занимала должность Первого заместителя начальника КрасЖД по экономике и финансам и корпоративной координации. С 2016 года она является заместителем начальника Департамента экономики ОАО «РЖД». С января 2022-го — . генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта», неотъемлемой части научного-отраслевого комплекса РЖД. С чем связан такой резкий взлёт карьеры?
«В сегодняшних условиях падения объёмов перевозок организация работы филиала, даже такого важного и отвечающего за продажи, как ЦФТО, всё равно надо рассматривать через призму экономики всей компании РЖД. Когда необходимо больше упор делать на маркетинг и на знание рынка, то в этой части у Магнушевской большое преимущество, поскольку она возглавляет “Институт экономики и развития транспорта”, который, в том числе, готовит и генеральную схему развития железнодорожного транспорта», — сказал в беседе с vgudok.com президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
По его словам, г-жа Магнушевская хорошо понимает расположение грузовой базы, погрузочных ресурсов и их состояние в сегодняшней экономике. Это поможет определить, что монополия может в целом предложить предприятиям для сохранения либо даже увеличения объёмов погрузки на железной дороге.
Что касается перехода Дмитрия Мурева в ФГК, то Павел Иванкин назвал его, скорее, неожиданным и, конечно, далеко не повышением:
«Повышением это рассматривать сложно — он всё-таки имеет должность заместителя генерального директора, а уходит на позицию генерального директора дочернего предприятия. Я бы сказал, что это отчасти такое понижение по горизонтали. Да, Дмитрий Мурев будет возглавлять не филиал, а дочернее общество, но уже не в ранге заместителя генерального директора. Это небольшое понижение всё-таки».
Заняться в ФГК г-ну Муреву будет чем, сегодня работы у операторов хватает. В том числе речь идёт о мероприятиях, связанных с оптимизацией порожних пробегов, с размещением избыточного парка, чтобы он не мешал продвижению гружённого ПС, а также повышением эффективности компании в целом.
Дальнейшая судьба Андрея Дренчева не должна вызывать опасений. По мнению Павла Иванкина, вариантов внутри ФГК сохраняется довольно много, учитывая заслуги и опыт работы г-на Дренчева.
«По поводу дальнейшей должности правление определится, думаю, что он точно не будет в обиде», — отметил г-н Иванкин.
В целом, в обиде, кажется, не остался никто. А вот немаржинальным грузам и их собственникам придётся поднапрячься. Ирина Магнушевская считает очень хорошо и перевозить в убыток РЖД вряд ли позволит. Ну а пока желаем Ирине Геннадьевне успехов на новом важнейшем поприще!
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности