С начала июля появилась возможность применять цилиндрические подшипники новой ремонтной модификации при восстановлении колёсных пар. Это должно повысить надёжность работы подвижного состава на сети.
ОАО «РЖД» совместно с ремонтными предприятиями и собственниками подвижного состава прилагает значительные усилия для установки новых подшипников при ремонте колёсных пар грузовых вагонов. Все участники перевозок согласились с таким подходом, но на практике реализовать его оказалось не так просто.
Дело в том, что в процессе жизненного цикла колёсной пары диаметр шейки оси уменьшается и внутреннее кольцо подшипника не устанавливается на неё с необходимым натягом. При существовавшей до 1 июля градации размеров внутренних колец новых подшипников установить их, обеспечив необходимый натяг, было возможно практически только на новую ось.
Для выхода из сложившейся ситуации вагоноремонтники оставляли старое внутреннее кольцо, устанавливая на него блок нового подшипника с роликами, сепаратором и наружным кольцом. Мало того, что в этом случае производители подшипников снимали с себя гарантийную ответственность, эксплуатационная надёжность работы таких «разукомплектованных» деталей снижалась.
При этом нестабильная работа подшипников – одна из основных проблем буксовых узлов, отказы которых, по данным директора Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства Андрея Рогозина, занимают более 40% от всех отказов технических средств по вагонному комплексу.
В этой ситуации Госжелдорнадзор выступил с инициативой по разработке и постановке на производство новых типов роликовых цилиндрических подшипников, подходящих для установки на бывшие в эксплуатации оси. Что в дальнейшем и было реализовано производителем ОАО «УК ЕПК» с последующим включением их в перечень разрешённых к эксплуатации на сети РЖД.
Предложение было одобрено на 82-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ, которое прошло с 10 по 11 июня 2025 года. Изменения в «Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм» вступили в силу 1 июля 2025 года.
«Принятое решение позволит не только устранить проблему с разукомплектованием новых подшипников при ремонте колёсных пар, но и окажет положительный эффект в повышении эксплуатационной надёжности работы буксового узла и уровня безопасности движения в целом», – отметил начальник Госжелдорнадзора Евгений Юдин.
7 июля ведомство направило информационное письмо собственникам железнодорожного подвижного состава, а также ремонтным предприятиям о возможности применения новых типов подшипников при монтаже буксовых узлов колёсных пар без необходимости их разукомплектования с сохранением гарантии завода-изготовителя.
«Поддержка Госжелдорнадзора позволила наконец решить вопрос с оснащением новыми подшипниками колёсных пар, бывших в эксплуатации. У ремонтных предприятий появилась возможность использовать новые подшипники в заводской комплектации для установки на бывшую в эксплуатации ось с допустимым диаметром шейки», – заявили в Объединении производителей железнодорожной техники.
Новые подшипники уже прошли процедуру подтверждения соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и могут выпускаться в промышленных масштабах.
«Реализованное решение полезно для всех участников перевозочного процесса, включая и ОАО «РЖД», – говорит Андрей Рогозин. – Потому что оно позволяет при ремонте колёсных пар устанавливать новый подшипник без его разукомплектования на любую ось в допустимых размерах шейки. А установка новых подшипников, в свою очередь, окажет положительное влияние на повышение надёжности работы буксовых узлов в эксплуатации, поспособствует снижению числа отказов технических средств и улучшению перевозочного процесса».
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности