28.07.2025

Новые правила приписки железнодорожных вагонов меняют идеологию

Перед уходом на каникулы, в тени других событий, Госдума окончательно приняла закон (Законопроект № 724813-8), который расширяет полномочия Минтранса и Ространснадзора в области контроля РЖД — теперь ведомства смогут жёстче регулировать железные дороги.

Суть закона:

- парламентарии передали Минтрансу право самому устанавливать, как считать пропускную способность путей;

- Ространснадзор получит право расследовать любые инциденты, даже те, что не связаны с безопасностью;

- с 1 марта 2026 года владельцы вагонов и контейнеров обязаны «приписывать» их к станциям — ещё один бюрократический барьер.

Что касается первых двух нововведений, то, казалось бы, они логичны. ОАО «РЖД» «теряет возможность» манипулировать методиками, чтобы рассчитывать пропускную способность путей в свою пользу. Но… Что значит «теряет»? Просто состязания в аргументации переходят в совершенно бюрократическую атмосферу ФОИВа, где монополия будет тягаться административным ресурсом с оппонентами. Тут в роль вступают тяжеловесы, а в команде РЖД их значительно больше. Кроме того, дискуссия совсем теряет публичность.

В результате, считают в «Промжелдортрансе», это ударит по частным операторам и приведёт к увеличению издержек. Расширение прав Ространснадзора спровоцирует новый виток проверок для перевозчиков, говорится в заявлении Ассоциации. И тут, несмотря на дежурные страхи, трудно не согласиться: если чиновнику дают право, он им всегда пользуется. В итоге для бизнеса это значит ведение больше отчётности и рост рисков штрафов, возможные задержки из-за новых регламентов и усиление административного давления.

Специалисты считают, что оно наносит очередной удар по конкуренции в ЖД-перевозках. Новые правила обсудили участники Рабочей группы в сфере развития конкуренции от экспертного и делового сообщества при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Речь идёт о проекте приказа Минтранса России «Об установлении Правил приписки владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям». Законопроект инициирован ОАО «РЖД» взамен существующего Приказа Минтранса от 28.03.2006 №35.

Единодушия на рабочей группе не было. Как сообщил ТГ-канал «Промжелдортранса», 50% участников проголосовали ПРОТИВ проекта приказа Минтранса. Критики отметили, что проект не соответствует положениям Федерального закона от 17.8.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», так как содержащиеся в нём критерии приписки, необходимость обоснования возможности приписки и др. дают возможность субъекту естественной монополии отказаться от выполнения обязанностей по предоставлению железнодорожной инфраструктуры.

Государственная услуга регистрации вагона поставлена в зависимость от института приписки, которую теперь предлагается регулировать монополии. ОАО «РЖД» получает инструмент влияния на рынок оперирования, определяя по своему усмотрению, какой вагон является незадействованным в перевозке, нарушая все принципы конкуренции и свободы предпринимательства.

Продолжая цитировать Ленина, в управлении железными дорогами явно набирает ход «детская болезнь левизны». С актуальными и подступающими проблемами собираются бороться расширением прав ФОИВа, Ространснадзора и РЖД.

Но всё же тогда социализм существовал не на отдельно взятых железных дорогах, а вписывался в систему. Сейчас же вокруг рыночная экономика, во всяком случае пока ещё. Поэтому нововведения, мягко говоря, несколько противоречивы.

Источник: VGUDOK