Новые тарифные предложения РЖД
14.07.2025

Новые тарифные предложения РЖД

На прошлой неделе в Минэкономики обсудили новые предложения ОАО «РЖД» об изменениях в тарифной системе.

Основные изменения, которые будут произведены в ближайшие годы (2027–2028), предполагаются следующие:

1. Сближение тарифов на сырье для металлургической отрасли и на продукцию металлургической отрасли. Ранее подобные предложения были обсуждены и одобрены для связки «алюминий-глинозем" (продукция-сырье), следующим этапом стала аналогичная концепция для металлургической отрасли. Идея в том, чтобы с одной стороны сблизить тарифы на сырье и продукцию и вместе с тем чтобы эти два разнонаправленных процесса отчасти компенсировали друг друга для конкретной отрасли (в данном случае металлургической). Предлагается, с одной стороны, увеличить тарифы на перевозки сырья для металлургической промышленности, отнесенного к первому тарифному классу (тарифы на перевозки ЖРС – на 13,5%, кокса – на 14,5%, коксующегося угля – на 21%), а с другой  – тарифы на черные металлы и лом черных металлов (грузы третьего тарифного класса) предлагается снизить в среднем на 15,8%.

2. Рост тарифов на контейнерные перевозки на 15%. Долгое время, пока «ТрансКонтейнер» был «дочкой» РЖД, тарифы на контейнерные перевозки повышались в щадящем режиме (чтобы поддерживать дочернюю компанию). В момент продажи «ТрансКонтейнера» было уже понятно, что рост тарифов в этом сегменте не за горами. Теперь, после того как все контейнерные компании «равноудалены», РЖД решили, что пришло время наверстать упущенное, и потихоньку стали время от времени повышать тарифы на контейнеры.

3. Рост тарифов на порожний пробег полувагонов, крытых вагонов и платформ. Увеличение тарифов на порожний пробег вагонов уже неоднократно и ранее предлагалось РЖД и неоднократно реализовывалось (например, с 1 января 2025 года было подобное повышение, см. об этом здесь). На этот раз РЖД предложили поднять тариф на порожний пробег полувагонов, крытых вагонов и платформ на 5% в 2026 году и 5% в 2027 году.

4. Возвращение ранее существовавшей (с 2013 по 2018 гг.) возможности увеличения тарифов РЖД в рамках тарифного коридора. И использование этого механизма сначала для увеличения тарифов на перевозки контейнеров, а позднее и для увеличения на другие рода грузов. В 2013–2018 г. такая возможность – самостоятельно повышать тарифы – у РЖД была, но с 2019 года те повышения, что уже были сделаны ранее в рамках тарифного коридора, были включены внутрь Прейскуранта № 10-01 (это основной документ, регламентирующий тарифы на грузовые ж/д перевозки). Таким образом, формально этот механизм исчез, но фактически эти повышения сохранились «в теле» Прейскуранта № 10-01.

Автор:Фарид Хусаинов, эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ

Источник: РЖД-Партнер