Перспективы обновления парка изотермических вагонов обсуждались на состоявшейся на прошлой неделе в Санкт-Петербурге международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты».
От СССР до наших дней
На момент распада Советского Союза в стране насчитывалось порядка 50 тыс. специализированных вагонов для перевозки скоропортящихся грузов. Весомую долю поставок подвижного состава для скоропорта обеспечивал немецкий завод Dessau. Он выпускал в том числе такую инновационную для своего времени продукцию, как автономные рефрижераторные вагоны (АРВ) и вагоны-термосы.
В постсоветский период менялись запросы при перевозке скоропорта. Например, при переходе на рыночную экономику стали менее востребованными 5-вагонные рефсекции, поскольку отправителей больших партий грузов было меньше. В основном такой парк сохранял рентабельность при отправках рыбы с Дальнего Востока и импорта мороженого мяса через морские порты.
В свою очередь, АРВ советских лет постройки прекратили свое существование из-за дорогостоящей инфраструктуры по их обслуживанию.
Лучше всех вписались в рыночные условия вагоны-термосы, построенные в 1987–1991 годах. «Эти вагоны до сих пор обладают неплохими тепло-техническими характеристиками и востребованы грузоотправителями», – рассказал президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синев.
Распространилась даже практика, когда вагоны рефсекций модернизировались в термосы путем демонтажа холодильного оборудования. Однако отсутствие действенного контроля за состоянием рефрижераторных вагонов, включая теплоизоляцию кузова, которая, по большому счету, не восстанавливалась, привели к тому, что рынок буквально оказался наводнен термосами низкого качества. И они до сих пор доминируют в парке из-за отсутствия доступной альтернативы, подчеркнул президент АСОРПС.
Навстречу новому
Действительно, в России до сих пор нет серийного производства изотермического подвижного состава, хотя разработки в последние годы были. Так, УВЗ и «Алтайвагон» представили опытные образцы АРВ, но дальше этого дело не пошло.
Определенных успехов на этом фоне добился казахстанский Cool Infinity. С 2020 по 2023 год он реализовал чуть более 500 вагонов-термосов и АРВ. Но со сменой собственников компании дальнейшие планы завода оказались неопределенными, свидетельствует М. Синев.
В то же время планы по выводу на рынок подвижного состава для скоропортящихся грузов имеет «РМ Рейл». Как известно, компания получила сертификат соответствия на автономный рефрижераторный вагон грузоподъемностью 60 т.
В целом, если будет стабильный спрос на перевозку скоропорта, производство вагонов возможно нарастить до 1 тыс. ед. в год, говорит М. Синев.
По словам исполнительного директора союза «Объединение вагоностроителей» Евгения Семенова, и УВЗ, и «Алтайвагон» могут вернуться к своим проектам по изотермическим вагонам. «Но на сегодняшний день не видим заинтересованности. Она либо есть, но закрыта, до вагоностроителей не доходит», – сказал он.
Между тем продолжается процесс продления срока службы вагонов-термосов. На пространстве 1520 мм их насчитывается порядка 8 тыс. ед., из которых примерно половина принадлежит российским компаниям.
В этой связи, обращает внимание завкафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» СПГУПС Юрий Бороненко, актуален вопрос с наличием технической базы для определения изотермических свойств кузова вагона.
Для освидетельствования подвижного состава для скоропорта необходимы современные испытательные камеры, которые позволяют моделировать различные климатические условия для проверки соответствия вагонов требованиям эксплуатации.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности