04.12.2019

Нужны ли дополнительные меры по сохранности груза?

Нужны ли дополнительные меры по сохранности груза в пути? Семен Резер, президент Гильдии экспедиторов России:

– Необходимо учитывать современные цифровые методы управления, которые позволяют отслеживать груз в пути, контролировать его в процессе перевозки, а также при необходимости удаленно давать команды по устранению неполадок. По моей оценке, требуется разрабатывать новые программы и внедрять системы интеллектуализации, цифровизации для крепления груза и обеспечения его сохранности.

Также стоит утвердить новые правила и стандарты к перевозке, чтобы экспедиторы понимали, что они отвечают за сохранность груза. Например, нужно ввести дополнения к Уставу железнодорожного транспорта, в правила интеллектуальных управлений перевозками.

Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис":

– При перевозке бензина, керосина, а также дизельного топлива грузоотправитель дополнительно оплачивает охрану груза. Однако специализированной охраны сейчас на станциях не наблюдается. К счастью, случаев крупных хищений на железной дороге практически нет. Я думаю, что перевозчик должен добросовестно организовывать условия для транспортировки груза, а не просто взимать дополнительную плату за услугу. Часто наблюдается ситуация, особенно в портах, когда бросают поезда, где они простаивают. Их требуется также охранять. Я думаю, что таких мер будет достаточно.

Максим Шишков, начальник отдела стратегического маркетинга Транспортной группы FESCO:

– Вопрос дополнительной сохранности груза – это всегда поиск баланса между риском потери товарного качества груза и дополнительными издержками, поэтому решение этого вопроса зависит в первую очередь от стоимости груза и уровня рисков его потери. Ответственность за сохранность груза несет перевозчик, требования регламентируются пулом нормативных документов, от федеральных законов и Устава железнодорожного транспорта до ГОСТов и тарифного руководства. В целом соблюдение требований действующего законодательства и регламентирующих документов позволяет обеспечивать надлежащую сохранность груза при транспортировке.

Тем не менее, стремясь сэкономить, недобросовестные перевозчики пренебрегают элементарными требованиями: от неправильной укладки и крепления груза в контейнере до использования некачественной тары для наливных грузов. При работе с регулярным грузопотоком необходимость дополнительных мер сохранности и как следствие увеличения затрат на логистику должна рассматриваться всеми участниками рынка. При организации нового маршрута, перевозки проектных или уникальных грузов решение о необходимости дополнительных мер обеспечения сохранности принимает перевозчик при согласовании с грузополучателем и грузоотправителем.

Михаил Синев, президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС):

– Операторы рефрижераторного подвижного состава, члены АСОРПС, при транспортировке грузов уделяют большое внимание как соблюдению температурного режима, так и сохранности перевозимой продукции.

Многие операторы рефконтейнеров используют дополнительные защитные системы опломбировки контейнеров – например силовые пломбы. В рамках проекта по контролю единой холодильной цепи разрабатывается пломба, которая будет оборудована датчиками несанкционированного открытия дверей. Если дверь откроется в пути следования, значит, происходит несанкционированный доступ. В этот момент от датчика поступит сигнал. А дальше, в зависимости от местонахождения контейнера, выезжает оперативная бригада либо среагирует охрана в составе поезда.

Вопрос безопасности груза в пути, безусловно, важен. Однако, наверное, он находится не в плоскости РЖД и перевозчика, а оператора и участников перевозочного процесса, которые по мере своих возможностей могут реализовывать дополнительные меры по сохранности продукции.

Виталий Момот, президент компании "Таскор-21":

– Сейчас много вопросов к новым правилам перевозки скоропортящихся грузов, разработанным Министерством транспорта. По моей оценке, необходимо создать дополнение к правилам, в котором установят перечень подвижного состава, пригодного для транспортировки продуктов питания. Например, овощи, мясо или молочную продукцию можно перевозить только в вагонах-термосах или изотермических, рефрижераторных контейнерах. Сейчас есть риск, что все поедут в крытых вагонах, потому что это дешевле.

Источник: НПК