06.06.2025

О дефиците и спросе на колёсные пары грузовых вагонов

Весной 2025 года ГУП «Донецкая железная дорога» в очередной раз должна была провести торги по продаже 16 тыс. колёсных пар, расположенных на разных станциях в ДНР. В соответствии с нормативными требованиями Пространства 1520, на новые грузовые вагоны можно ставить только колёсные пары НОНК, то есть с новой осью и новыми колёсами. Естественно, на грузовые и пассажирские вагоны устанавливаются разные типы колёсных пар.

Более того, на грузовые вагоны с осевой нагрузкой 25 тс (инновационные, с повышенной грузоподъёмностью — прим. ред.) устанавливаются колёсные пары с осью РВ2Ш, а на вагоны с осевой нагрузкой 23,5 тс (типовые) — колёсные пары с осью РУ1Ш. При истечении ресурса колеса может проводиться переформирование колёсной пары, при котором сохраняется чистовая ось и на неё устанавливаются новые колёса. Таким образом, получаются колёсные пары СОНК (старая ось и новые колёса).

Б/у колёсные пары, в том числе со старыми колёсами, могут применяться только при ремонтах грузовых вагонов. Стоимость и потенциальный ресурс полезного использования б/у колпары зависит от её состояния, в первую очередь от толщины обода колеса. Таким образом, срок использования колёсной пары напрямую зависит от износа колеса.

2017 год — запрет осей РУ1

С первого января 2017 года запрещено проводить капитальный ремонт колёсных пар с осями РУ1. До этого момента при ремонтах на типовые вагоны можно было устанавливать колёсные пары с осью РУ1 нового формирования. Колпары, которые были сформированы до 2017 года с осью РУ1, дорабатывают до истечения ресурса колёс, потом они списываются. Следует отметить, что новые колёсные пары РУ1 не выпускались с 1990-х годов.

На территории России за прошедшие годы значительный объём колпар с осями РУ1 уже вышел из эксплуатации. Однако на железных дорогах Новороссии сохранилась своеобразная «капсула времени».

О потребности в б/у колпарах

В тендерном предложении «Донецких железных дорог» значительную долю составляли именно колёсные пары с осью РУ1. Фактически это одноразовые оси, которые могут работать только до истечения ресурса установленных на них колёс без возможности дальнейшего использования. Ещё одним негативным фактором для потенциальных покупателей могла стать стоимость транспортировки колёсных пар в другие регионы РФ.

По оценкам ROLLINGSTOCK Agency, в 2025–2027 годах потребность в колпарах нового формирования (НОНК и СОНК) составит 430–475 тыс. в год. Следовательно, объём предложения в тендере «Донецкой железной дороги» составляет около 3,5% от годовой потребности в новых колёсных парах.

В 2023 году и в начале 2024 года на фоне выбытия осей РУ1, низкого списания и рекордного объёма выпуска вагонов ранее наблюдался определённый дефицит колёсных пар, а также новых осей.

Более того, в последнее время наблюдаются негативные тенденции по снижению погрузки, остановке вагонов, ужесточения требований к приёмке вагонов после плановых ремонтов, также ожидается сокращение выпуска новых вагонов, что в совокупности может привести к росту предложения б/у колпар на фоне снижения потребности.

Вместо P. S. В итоге торги ГУП «ДЖД» по продаже 16 тыс. колёсных пар не состоялись. Предложение не заинтересовало рынок, учитывая, что не было подано ни одной заявки.

Источник: VGUDOK