Совершенствование нормативной базы, системы межгосударственных и национальных стандартов, устанавливающих требования к железнодорожному подвижному составу, его составным частям, элементам инфраструктуры железнодорожного транспорта – одна из ключевых задач, решение которой постоянно находится в повестке деятельности ОПЖТ. 2024 год не стал исключением.
ЖТ, являясь полноправным членом ТК 045 «Железнодорожный транспорт», выстраивает системную работу по рассмотрению и обсуждению в Ассоциации всех разрабатываемых в рамках данного технического комитета проектов стандартов. Таким образом, при разработке новых и актуализации действующих нормативов в области железнодорожного транспорта происходит учет экспертного мнения практически всех предприятий железнодорожного машиностроения.
В уходящем 2024 году в рамках деятельности ОПЖТ и ТК 045 проведено рассмотрение более сотни проектов документов по стандартизации1, как в их первой редакции, так и в окончательной. В Ассоциации состоялось не менее 50 согласительных совещаний по вопросам стандартизации, в ходе которых проводились обсуждения замечаний и предложений заинтересованных сторон к разрабатываемым проектам стандартов. Впоследствии это позволило ускорить достижение консенсуса2 в рамках ТК 045.
Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующие результаты деятельности ОПЖТ по стандартизации в области железнодорожного транспорта в 2024 году.
За последние 12 месяцев согласованы 27 проектов документов по стандартизации (16 из них утверждены (введены в действие) соответствующими приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, шесть – находятся на нормоконтроле и редактировании, по пяти проектам стандартов проводится межгосударственное голосование в рамках интегрированной автоматизированной информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации), по еще девяти проектам завершаются процедуры голосования в рамках ТК 045.
При этом, стоит отметить, что стандартизация охватывает все объекты железнодорожного машиностроения и направления деятельности железнодорожного транспорта. Остановимся на каждом из них подробнее.
Нормативная база инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта пополнилась новыми шестью стандартами, в том числе:
• взамен национального стандарта 2016 года 10 августа 2024 года вступил в силу ГОСТ Р 8.929-2024 «Государственная система обеспечения единства измерений. Комплексы мобильные измерительно-вычислительные для измерений параметров железнодорожной контактной сети. Технические требования»;
• разработан впервые и 1 октября 2024 года начал свое действие ГОСТ Р 71623-2024 «Штамповые испытания земляного полотна для высокоскоростных железнодорожных линий. Технические требования», который устанавливает требования к проведению штамповых испытаний методами статического и динамического нагружения для контроля качества сооружения конструктивных слоев земляного полотна высокоскоростных железнодорожных линий при их строительстве, реконструкции и капитальном ремонте;
• на основании соответствующего СТО РЖД разработан национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71885.1-2024 «Защита систем электроснабжения железной дороги от коротких замыканий и перегрузки. Часть 1. Общие принципы и правила построения защит, блокировок и сетевой автоматики в системах электроснабжения», который вводится в действие 1 февраля 2025 г.
Для организации на производстве железнодорожного подвижного состава и его составных частей специального производственного процесса склеивания с 15 июня 2024 года введена в действие серия соответствующих стандартов:
• ГОСТ Р 71153.1-2024 «Соединения клеевые деталей и узлов железнодорожного подвижного состава. Часть 1. Требования к квалификации предприятий»,
• ГОСТ Р 71153.2-2024 «Соединения клеевые деталей и узлов железнодорожного подвижного состава. Часть 2. Руководство по проектированию и проверке клеевых соединений железнодорожного подвижного состава»,
• ГОСТ Р 71153.3-2024 «Соединения клеевые деталей и узлов железнодорожного подвижного состава. Часть 3. Правила выполнения работ и обеспечение качества».
Для грузового вагоностроения разработано семь новых стандартов, в том числе:
• ГОСТ 30243.2-2024 «Вагоны-хопперы крытые. Общие технические условия», который распространяется на крытые вагоны-хопперы (вагоны-хопперы закрытого типа), предназначенные для перевозки неядовитых (нетоксичных) грузов насыпью, требующих защиты от атмосферных осадков, по железнодорожным путям общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм, оборудованные тележками по ГОСТ 9246 или ГОСТ 34763.1; разработка и введение в действие ГОСТ 30243.2-2024 завершает большую работу по стандартизации, результаты которой обеспечивают поэтапный переход к использованию отечественных инновационных грузовых вагонов и локомотивов с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих передовым экологическим требованиям;
• ГОСТ Р 71455-2024 «Планки автосцепного устройства грузовых вагонов. Технические требования» (действует с 1 октября 2024 г.);
• ГОСТ Р 71486-2024 «Цилиндры пневматические систем (устройств) разгрузки грузовых вагонов. Общие технические устройства» (действует с 1 октября 2024 г.);
• ГОСТ Р 71689-2024 «Скобы и кольца увязочные грузовых вагонов. Технические требования» (вступит в силу 1 января 2025 г.).
Для производства тягового подвижного состава (железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами и включающего в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав) разработаны и актуализированы четыре документа по стандартизации, в том числе:
• ГОСТ 35088-2024 «Вагоны пассажирские, локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Метод определения плавности хода» (вступит в силу с 20 января 2026 г.);
• Изменение N 1 ГОСТ 33463.6-2016 «Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 6. Методы гигиенической оценки системы водоснабжения» (вступит в силу 1 марта 2026 г.).
Для пассажирского вагоностроения и производства моторвагонного подвижного состава разработаны и введены в действие три стандарта:
• в декабре 2025 г. вступит в силу ГОСТ 33188-2024 «Муфты тягового привода моторвагонного подвижного состава. Резинокордные оболочки. Общие технические условия», который заменяет соответствующий стандарт 2014 года;
• в январе 2026 г. вступит в силу ГОСТ 34681-2024 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования», который заменяет соответствующий стандарт 2020 года;
• 1 июля 2024 г. вступил в силу ГОСТ Р 54893-2024 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите», который заменил соответствующий стандарт 2012 года.
Таким образом, на конец 2024 года 479 стандартов в области железнодорожного машиностроения и железнодорожного транспорта включено в Федеральный информационный фонд стандартов. Из них – 349 (72,9%) межгосударственных стандартов (ГОСТ), 126 (26,3%) национальных стандартов (ГОСТ Р) и 4 (0,8%) предварительных национальных стандарта Российской Федерации (ПНСТ).
Средний возраст документов по стандартизации по фонду стандартов ТК 045 в целом в настоящее время составляет 9 лет, что является достаточно приемлемым результатом. И он будет снижаться, поскольку ежегодно разрабатываются новые стандарты и обновляются действующие (путем пересмотра или разработки изменений).
Перспективный план работ по стандартизации ОПЖТ и ТК 045 на 2025-2028 г.г. предусматривает разработку стандартов по 85 темам. Приоритеты – разработка стандартов для обеспечения исполнения требований технических регламентов в области железнодорожного транспорта, развитие двигателестроения, повышение комфортабельности перевозок пассажиров, инновационное грузовое вагоностроение, повышение качества и надежности железнодорожного подвижного состава, его составных частей и элементов инфраструктуры и проч.
1 Здесь и далее в статье под документами по стандартизации следует понимать виды документов, установленные в Федеральном законе от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»
2 Приказ Росстандарта от 05.05.2016 N 548 «Об утверждении Правил достижения консенсуса при разработке национальных стандартов Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.08.2016 N 43419)
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности