На сайте появился любопытный документ о распределении обязанностей между заместителями председателя правительства. Здесь детально прописан круг ответственности и полномочия вице-премьеров. Мы сравнили, как разделены обязанности в области транспорта между Андреем Белоусовым и Маратом Хуснуллиным.
К компетенции первого вице-премьера (Белоусова) относится руководство и контроль:
- государственной инвестиционной политики, разработки государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, инвестиционной программы, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации;
- формирования и реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счёт средств фонда национального благосостояния;
- государственной политики в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- государственной политики в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий и развития рынков инфраструктурных отраслей;
- государственной политики в области транспорта.
Кроме того, Андрей Белоусов «осуществляет координацию» Министерства транспорта Российской Федерации; Федеральной антимонопольной службы; Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Федерального агентства воздушного транспорта; Федерального дорожного агентства; Федерального агентства железнодорожного транспорта; Федерального агентства морского и речного транспорта; Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
На первый взгляд, кажется, что транспортная отрасль под полным контролем первого вице-премьера. Но если вчитаться в полномочия Марата Хуснуллина, можно обнаружить ряд пересечений.
Простой вице-премьер отвечает за:
- разработку, реализацию и контроль национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог;
- реализацию транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года;
- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, эксплуатацию автомобильных дорог, дорожную деятельность и безопасность дорожного движения;
- государственную политику в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий в установленной сфере деятельности, в том числе в части согласования инвестиционных программ указанных субъектов естественных монополий в установленной сфере деятельности.
То есть видно, что хотя де-юре сфера автодорог контролируется первым вице-премьером, де-факто вся работа проходит под руководством Хуснуллина.
Что касается железных дорог, то здесь Хуснуллин наделён важными полномочиями в части комплексного плана развития инфраструктуры, в политике регулирования естественных монополий и согласования инвестпрограмм.
Очевидно, что теперь в дела РЖД могут вмешиваться два вице-премьера. На первый взгляд и в сегодняшней ситуации, это не чревато конфликтами. Как мы и прогнозировали, Белоусов руководит стратегически, Хуснуллину достаются «земные проблемы». Но «земные проблемы» затрагивают интересы столь важных персон, что на определённом этапе выяснение отношений становится неизбежным.
У РЖД с московскими властями отличные отношения. Но гарантий того, что тёплое взаимопонимание с Маратом Хуснуллиным сохранится на федеральном уровне, нет. Больно уж сложные задачи стоят перед РЖД в области строительства. Пирог заказов велик, а вот подпускают к нему не всех.
Не стоит преувеличивать возможность аппаратной войны между монополией и двумя вице-премьерами. Многое зависит от того, насколько успешной будет реализация поставленных планов. Однако при негативном результате поиск виноватых приведёт к оргвыводам. И вот тут, чтобы не оказаться крайним, важно оказаться главным.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности