Об оптимизме, вагонном парке и умении слышать партнеров
Тематика: ПГК
16.12.2019

Об оптимизме, вагонном парке и умении слышать партнеров

Официальные итоги 2019 года пока не подведены, но уже сейчас ясно, что для развития российской промышленности год оказался непростым. Одной из самых чутких к экономическим (и не только) изменениям считается сфера грузовых железнодорожных перевозок. Сергей Титков рассказал о трендах уходящего года, достигнутых результатах и задачах на ближайшее будущее.

— ПГК является одним из крупнейших операторов на рынке. Как вы оцениваете текущее состояние рынка перевозок в регионе? Какие наблюдаются основные тенденции, явления?

— Многие изменения в регионе внушают оптимизм. Я говорю о принятой в 2017 году стратегии по развитию портов бассейна Каспия, которая предполагает модернизацию портов Махачкалы и Астрахани, порта Оля в Астраханской области, а также создание нового порта в дагестанском Каспийске. Если эта программа будет реализована, Астраханский морской узел станет центром морских портов России в Каспийском бассейне, а Приволжская дорога получит новый импульс для экономического развития: вырастет объем выгрузки, соответственно, должен увеличиться объем обратной погрузки. Все это приведет к перераспределению груженого и порожнего вагонопотоков.

Что касается текущего состояния филиала, то год мы завершаем с хорошими показателями, несмотря на общее снижение объема погрузки на сети. За 11 месяцев филиалом перевезено 4 млн тонн грузов, грузооборот достиг 5,2 млрд т-км. Наблюдается прирост таких видов грузов, как химикаты и сода (+34%, до 156,6 тыс. тонн), химические и минеральные удобрения (+31%, до 839,2 тыс. тонн). Увеличилась также погрузка промышленного сырья и формовочных материалов (+23%, до 229,2 тыс. тонн) и строительных грузов (на 15%, до 177,7 тыс. тонн).

— Какие отличия имеет рынок грузовых железнодорожных перевозок Поволжья, Саратовской области от других регионов?

— Конечно, у Приволжской дороги своя специфика. Прежде всего, это большие объемы перевозок нефтяных грузов и зерновых культур. Стоит отметить, что сегодня растут объемы транспортировки нефти через трубопроводный транспорт, что, безусловно, влияет на объёмы погрузки цистерн.

Еще одной особенностью ввиду географического положения Саратовской области и тяготения к портам Северного Кавказа является транзитный вагонопоток. Другими словами, если где-то на сети у топливно-энергетических грузовладельцев происходят какие-то изменения, связанные с логистикой, мы отчетливо чувствуем это. Например, в Сибири есть сложности с погрузкой. Что это значит для нас? На Приволжской дороге возникают «брошенные» вагоны (отставленные от движения).

— В сентябре 2019 года Саратовский филиал ПГК организовал и провел круглый стол с участием представителей местной власти. Получили ли вы от этой встречи именно тот результат, который ожидали? Продолжится ли такая практика и в 2020 году?

— Для нас такие мероприятия, где мы можем обсудить актуальные вопросы, найти совместное решение проблем, являются традиционными. Мы их проводим ежегодно. В этом году круглый стол собрал около 60 представителей промышленных и логистических компаний, Приволжской железной дороги, Министерства промышленности и энергетики Саратовской области. Обсуждение прошло, на наш взгляд, довольно конструктивно.

Хотел бы еще отметить, что в этом же году, в июне, мы провели первое совместное мероприятие с грузополучателями — представителями промышленных, добывающих и перерабатывающих компаний Саратовской, Астраханской и Волгоградской областей. Подчеркиваю: не с грузоотправителями, а с грузополучателями, которые не имеют с нами договорных отношений, но от них зависит скорость приемки грузов и, соответственно, выгрузка. Обсудили сокращение простоев под грузовыми операциями, преимущества технологического аудита и цифровых сервисов ПГК. Итогом первой встречи стали два регламента взаимодействия по сокращению простоев, несколько клиентов заявили о готовности провести технологический аудит железнодорожных путей. Теперь такие встречи планируем проводить регулярно.

— Наверняка это не все, чем запомнился 2019 год Саратовскому филиалу ПГК?

— Безусловно. В этом году мы модернизировали участок подготовки вагонов на промывочно-пропарочной (ППС) Татьянка, что позволило вдвое увеличить пропускную способность площадки. Кроме того, реконструировали участок текущего отцепленного ремонта (ТОР) Юльевка на путях необщего пользования Балаковского филиала «Апатит». Благодаря этому улучшили не только производственные мощности, но и условия труда работников.

— К слову, о работе вагонных составов. Судя по публикациям в СМИ, Саратовский филиал ПГК смог значительно снизить время простоя под грузовыми операциями. За счет чего? И есть ли, на ваш взгляд, потенциал для дальнейшего развития в этом направлении?

— Эффективное оперирование вагонным парком — многогранный процесс, в основе которого — умение слышать потребность партнеров и действовать на благо взаимных интересов.

В качестве примера могу привести эффективную работу участка ТОР Юльевка. Благодаря его появлению появилась возможность сократить время на передислокацию неисправных вагонов в ремонт с 10 до 3 суток, то есть на 70%! То, что участок расположен непосредственно на территории предприятия, позволяет быстрее подавать вагоны под погрузку.

Еще одним способом эффективного управления вагонным парком стало создание регламентов, фиксирующих договоренности между Саратовским филиалом ПГК, перевозчиком и клиентом. В документе подробно описываются правила взаимодействия трёх сторон, а также всех причастных структур. Как правило, это помогает снизить нагрузку на инфраструктуру сети в результате четкого планирования, устанавливает гибкое регулирование парка на станции и путях клиента в зависимости от темпа погрузки и технических возможностей, а также сокращает время нахождения вагона под грузовыми операциями. В 2017-2018 гг. мы проверили на практике действие регламентов на станциях Татьянка и Балаково. Сейчас у нас 8 таких регламентов, 3 из которых находятся в стадии подписания.

В качестве другого примера можно привести станцию Орловка Приволжской железной дороги. В результате выстроенного взаимодействия нам удалось сократить на 9,2 суток простой крытых вагонов, на 2,9 суток — полувагонов.

В целом же в результате совместных действия с Приволжской железной дорогой оборот вагона улучшен на 0,3 суток.

Хочу подчеркнуть, что мы всегда открыты к обсуждению тех форматов работы, которые будут наиболее полезными для грузовладельцев.

— Последний вопрос — какие основные задачи и показатели ставит перед собой Саратовский филиал ПГК на будущий, 2020 год?

— Прежде всего, выполнение обязательств перед грузоотправителями, стремление к стандарту OTIF — обеспечение подвижным составом должного качества в полном объеме и в ожидаемое время. Конечно же, рост и улучшение сервиса и развитие дополнительных услуг.

Источник: КОММЕРСАНТ