25.08.2025

Объем списания старых вагонов приближается к постройке новых

По итогам 7 месяцев в стране списано подвижного состава в 1,8 раза больше, чем годом ранее.

Что в остатке

В январе – июле выбытие подвижного состава по сроку службы составило около 20,5 тыс. ед. При этом, сообщили в ОАО «РЖД», за тот же период на сеть поступило более 37,8 тыс. новых вагонов. Наибольший прирост в структуре парка наблюдается по полувагонам. В январе – июле их поступило 17,5 тыс., тогда как списано только 5 тыс. ед. Полувагоны формируют основу всего профицитного парка из-за снижения предъявления массовых насыпных грузов – угля и стройматериалов, подчеркивают в РЖД.

Тем не менее за последние месяцы темпы списания подвижного состава ускорились, что сокращает разрыв между объемами выбытия и поступления. В частности, в апреле списано 2,3 тыс. вагонов, в мае – 2,8 тыс., в июне – 3,7 тыс. В июле на утилизацию направлено уже почти 4,5 тыс. вагонов. Это вдвое больше, чем годом ранее. При этом российскими заводами в прошлом месяце произведено всего 4,1 тыс. вагонов.

На пути к согласию

Для нормативного урегулирования ситуации с избытком вагонов РЖД совместно с Союзом операторов железнодорожного транспорта разработана и согласована методика расчета потребной численности подвижного состава. В соответствии с ней парк на 400 тыс. ед. превышает количество вагонов, необходимое для вывоза имеющегося объема грузов в текущих условиях, проинформировали РЖД-Партнер в монополии (напомним, общее число подвижного состава на сети – более 1 млн 400 тыс. ед.). «Избыток парка существенно ухудшает условия работы железнодорожного транспорта. Лишние вагоны простаивают на путях общего пользования, препятствуя продвижению поездопотока», – рассказали в пресс-службе компании.

В этих условиях РЖД совместно с органами власти обсуждают различные механизмы оптимизации работы вагонных парков. «Говорить о конкретных решениях преждевременно», – уточнили в пресс-службе. Как уже писал РЖД-Партнер, в настоящее время операторские компании активно участвуют в дискуссии относительно ситуации с профицитным парком, высказывая свои предложения по данной проблеме. С этой целью предлагается возложить принятие итоговых решений на межведомственную комиссию с совещательным участием объединений операторов и грузоотправителей.

Несмотря на дискуссионный характер обсуждения вопроса с излишками парка, некоторые предложения РЖД находят понимание у операторов. В частности, это касается дальнейшего развития современных технологий перевозки. Так, отмечают в одной из компаний, для вагонов повышенной грузоподъемностью важно предусмотреть приоритетные полигоны курсирования, ввести понижающие коэффициенты для тарифа на груженый и порожний пробег, а также ввести приоритетное выделение станций на накопление и формирования порожних маршрутов из инновационных полувагонов с Восточного полигона и установление льготных ставок на оказание услуг по формированию.

Кроме того, целесообразно разработать программу стимулирования маршрутных перевозок. Для этого стоит пересмотреть методику расчета эффективности для ОАО «РЖД» отправительской маршрутизации, так как действующая редакция не отражает все эффекты, которые маршрутизация может принести участникам перевозочного процесса, считают в компании.

Источник: РЖД-Партнер