20.08.2020

Обзор работы грузового железнодорожного транспорта за I полугодие 2020 года

По итогам работы в I полугодии 2020 года общий объем погрузки на сети ОАО «РЖД» составил 605,1 млн тонн, что ниже показателя прошлого года на 4,5% (в аналогичном периоде 2019 года – 557,9 млн тонн).

При этом, экспортные перевозки сократились на 1,9%, а во внутреннем сообщении – на 6,1%. В прошедшем периоде погрузка руды железной и марганцевой составила 59,2 млн тонн, что соответствует аналогичному периоду прошлого года.

Рост погрузки наблюдался по 4 основным видам грузов: зерна и продукции перемола на 16,9% (в I полугодии 2020 года – 10,7 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 9,2 млн тонн), строительных грузов на 5,1% (в I полугодии 2020 года – 63,2 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 60,1 млн тонн), химических и минеральных удобрений на 2,6% (в I полугодии 2020 года – 31,1 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 30,3 млн тонн), руды цветной и серного сырья на 1,3% (в I полугодии 2020 года – 9,8 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 9,7 млн тонн).



Снижена погрузка лома черных металлов на 12,6% (в I полугодии 2020 года – 6,0 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 6,9 млн тонн), черных металлов на 11,3% (в I полугодии 2020 года – 33,9 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 38,2 млн тонн), каменного угля на 10,1% (в I полугодии 2020 года – 168,0 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 186,9 млн тонн), цемента на 9,4% (в I полугодии 2020 года – 11,4 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 12,6 млн тонн), промышленного сырья и формовочных материалов на 8,2% (в I полугодии 2020 года – 15,6 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 17,0 млн тонн), нефти и нефтепродуктов на 7,0% (в I полугодии 2020 года – 107,0 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 115,1 млн тонн), химикатов и соды на 5,8% (в I полугодии 2020 года – 12,4 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 13,2 млн тонн), лесных грузов на 5,4% (в I полугодии 2020 года – 21,0 млн тонн, в I полугодии 2019 года – 22,2 млн тонн) и кокса на 0,5% (I полугодии 2020 года – 5,4 млн тонн, I полугодии 2019 года – 5,43 млн тонн).

Грузооборот

В I полугодии 2020 года грузооборот по инфраструктуре ОАО «РЖД» составил 1 238,1 млрд тарифных т-км, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 5,3% (в аналогичном периоде 2019 года грузооборот составлял 1 172,5 млрд тарифных т-км.), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии составил 1 570,4 млрд т-км (-5,6% к аналогичному периоду прошлого года).

Уголь

В I полугодии 2020 года погрузка угля составила 168,0 млн тонн, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 10,1% (или 18,9 млн. тонн). Анализ предыдущего периода за последние три года показывает снижение погрузки на 19,3 млн тонн или на 10,4%.



Черные металлы и руда железная

В I полугодии 2020 года погрузка черных металлов составила 33,9 млн тонн, что меньше аналогичного периода прошлого года на 11,3 % (или 4,3 млн тонн), погрузка руды железной составила 59,2 млн. тонн, что соответствует аналогичному периоду прошлого года. Анализ погрузки черных металлов показывает снижение погрузки на 5,6 млн тонн или на 14,8%. Анализ погрузки руды железной свидетельствует о положительной динамике роста за последний трехлетний период на 2,2 млн тонн или на 3,9%.


Нефтяные грузы

 В I полугодии 2020 года погрузка нефти и нефтепродуктов составила 107,0 млн тонн, что меньше аналогичного периода прошлого года на 7,0% (или 8,1 млн. тонн). Анализ погрузки нефти и нефтепродуктов аналогичного периода за последние три года свидетельствует о снижении погрузки на 10,9 млн тонн или на 9,2%. 


Строительные грузы и цемент

 В I полугодии 2020 года погрузка строительных грузов составила 63,2 млн тонн, что выше аналогичного периода прошлого года на 5,1 % (или 3,1 млн. тонн), цемента – 11,4 млн тонн, что ниже аналогичного периода прошлого года на 9,4% (или 1,2 млн тонн). Анализ погрузки за аналогичный период трех последних лет свидетельствует о ее снижении в I полугодии 2019 года к I полугодию 2018 года на 2,7 млн тонн или на 4,3% и ее росте в I полугодии 2020 года к I полугодию 2019 года на 3,1 млн тонн или на 5,1%. Погрузка цемента в I полугодии 2019 года по отношению к I полугодию 2018 года увеличилась на 0,9 млн тонн или на 7,7%, а в I полугодии 2020 года по отношению к I полугодию 2019 года снова сократилась на 128 млн тонн или на 9,4% и стала практически соответствовать аналогичному периоду 2018 года.


Зерно

 В I полугодии 2020 года погрузка зерна составила 10,7 млн тонн, что больше аналогичного периода на 1,5 млн тонн или 16,4%. Анализ погрузки зерна и продуктов перемола аналогичного периода за последние три года свидетельствует о ее снижении в I полугодии 2019 года к I полугодию 2018 года на 3,2 млн тонн или на 25,8% и ее росте в I полугодии 2020 года к I полугодию 2019 года на 1,5 млн тонн или на 16,4%.



Перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД»

 В I полугодии 2020 года по инфраструктуре ОАО «РЖД» было отправлено 2 714,1 тыс. контейнеров TEU*, что больше на 14,5%, чем в аналогичном периоде прошлого года. Во внутрироссийском сообщении было отправлено 1 100,0 тыс. TEU (+12,2% к I полугодию 2019 года), в транзитном сообщении – 331,9 тыс. TEU (+23,7% к I полугодию 2019 года), в экспортном – 720,9 тыс. TEU (+15,5% к I полугодию 2019 года), в импортном – 561,3 тыс. TEU (+13,1% к I полугодию 2019 года).



Всего было перевезно: химикаты и сода – 341,2 тыс. TEU (+30,9% к I полугодию 2019 года), лесные грузы – 268,4 тыс. TEU (+6,5%), бумага – 176,9 тыс. TEU (+14,2%), промышленные товары – 155,6 тыс. TEU (+17,2%), метизы 143,1 тыс. TEU (+6,0%), автомобили – 103,5 тыс. TEU (-10,0%), машины, станки, двигатели – 127,0 тыс. TEU (+21,7%), цветные металлы –67,5 тыс. TEU (+22,6%), черные металлы – 96,9 тыс. TEU (+46,6%), строительные грузы – 56,2 тыс. TEU (+6,7%), химические и минеральные удобрения – 20,8 тыс. TEU (+1,1%), остальные и сборные грузы – 56,9 тыс. TEU (+14,2%), нефть и нефтепродукты - 42,0 тыс. TEU (+/-0,0%), цветная руда и серное сырье – 11,2 тыс. TEU (+31,0% к I полугодию 2019 года), металлоконструкции – 7,4 тыс. TEU (+2,1% к I полугодию 2019 года), рыба – 10,4 тыс. TEU (-0,2% к I полугодию 2019 года), зерно – 4,2 тыс. TEU (+10,5%); продукты перемола – 5,3 тыс. TEU (+25,4%); картофель, овощи, фрукты – 4,3 тыс. TEU (+72,0% к I полугодию 2019 года), остальные продуктовые товары – 72,7 тыс. TEU (+36,6%).




Основные качественные показатели работы инфраструктуры ОАО «РЖД»

 К основным качественным показателям работы железнодорожного транспорта относится оборот грузового вагона, участковая и техническая скорости, средняя скорость доставки одной отправки и др. Среднее время оборота (в сутках) за I полугодие 2020 года по инфраструктуре ОАО «РЖД» относительно аналогичного периода прошлого года увеличилось на 1,71 суток или 10,8% и составило 17,58 суток. При этом, в разбивке показателя по элементам рост оборота грузового вагона произошел по следующим составляющим: под грузовыми операциями (+26,5% до 8,63 суток), на технических станциях (+0,5% до 5,57 суток). Сокращение оборота достигнуто: в движении (-0,9% до 2,89 суток) и на промежуточных станциях (-17,5% до 0,49 суток). За истекший период времени участковая скорость по инфраструктуре ОАО «РЖД» увеличилась на 1,7% года и составила 42,7 км/час, техническая скорость на 2,8% и составила 46,1 км/час. Средняя скорость доставки одной отправки увеличилась на 6,1% к аналогичному периоду прошлому году до 407,3 км/сутки.



Парк грузового подвижного состава на сети ОАО «РЖД»

По состоянию на 1 июля 2020 года парк грузовых вагонов на сети РЖД составил 1 184,2 тыс. ед. (в среднем за сутки) и увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 47,1 тыс. ед. (в среднем за сутки) или на 4,1%. Рабочий парк грузовых вагонов увеличился на 26,2 тыс. вагонов (в среднем за сутки) или на 2,6%. Следует отметить, что операторские компании обеспечили приобретение в 2018-2019 гг. вагонного парка, в соответствии с размерами погрузки, предусмотренными Долгосрочной программой развития. Однако, складывающаяся ситуация с сокращением перевозок грузов ведет к профициту грузовых вагонов на сети РЖД, что привело к решению операторскими компаниями вопросов с отставкой грузовых вагонов, которых ранее так не хватало. Окончательные выводы о параметрах профицита можно будет сделать в конце 2020г., поскольку во втором полугодии ожидается отложенный спрос на перевозки, не состоявшиеся в первой половине 2020г., а также ежегодное сезонное увеличение объемов перевозок в 3-4 кварталах текущего года.



Парк полувагонов составил 564,7 тыс. единиц (в среднем за сутки), рабочий парк – 507,8 тыс. вагонов (в среднем за сутки) и увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 22,6 тыс. ед. (в среднем за сутки) или на 4,2%, рабочий парк полувагонов увеличился на 20,4 тыс. вагонов (в среднем за сутки) или на 4,2%.



Парк крытых вагонов составил 55,5 тыс. вагонов, рабочий парк – 44,9 тыс. вагонов и увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 1,3 тыс. ед. (в среднем за сутки) или на 2,4%, рабочий парк крытых вагонов сократился на 0,9 тыс. вагонов (в среднем за сутки) или на 1,9%



Парк платформ составил 66,7 тыс. вагонов, рабочий парк – 32,0 тыс. вагонов и увеличился к прошлому году на 1,7 тыс. ед. (в среднем за сутки) или на 2,6%, рабочий парк платформ сократился на 3,1 тыс. вагонов (в среднем за сутки) или на 8,8%.



Парк цистерн составил 248,4 тыс. вагонов, рабочий парк – 232,2 тыс. вагонов и увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 5,0 тыс. ед. (в среднем за сутки) или на 2,1%, рабочий парк цистерн сократился на 2,1 тыс. вагонов (в среднем за сутки) или на 0,9%. 



Арендные ставки

 Индекс средней арендной ставки на подвижной состав в Российской Федерации в I полугодии 2020 года сократился к аналогичному периоду прошлого года на 17,1%. Снижение средней арендной ставки наблюдается по полувагонам – на 814 руб./сут., по крытым – на 196 руб./сут., по платформам – на 62 руб./сут. Средняя арендная ставка увеличилась на цистерны - на 148 руб./сут. к аналогичному периоду прошлого года.



Парк грузовых вагонов компанийоператоров и собственников, входящих в Союз

 Общий парк грузовых вагонов на сети РЖД 1184,2 тыс. вагонов по состоянию на 1 июля 2020 года Согласно данных по компаниям, входящим в СОЖТ, а также АБД ПВ, по состоянию на 1 июля 2020 года парк грузовых вагонов, находящихся в оперировании составляет 826,5 тыс. грузовых вагонов или 69,7% к общему парку вагонов, зарегистрированному в АБД ПВ в Российской Федерации, в т.ч. полувагонов – 440,4 тыс. вагонов, крытых – 33,2 тыс. вагонов, платформ - 71,9 тыс. вагонов, цистерн – 219,2 тыс. вагонов.



Средняя цена предложений на новые грузовые вагоны (без НДС)

Средняя цена предложения на новые грузовые вагоны по основным производителям снижена к январю 2020 года практически по всем родам подвижного состава (за исключением вагона-термоса), индекс снижения варьируется в пределах 4,4-11,1%. Наибольшее снижение цены на 4,4% наблюдается по нефтебензиновым цистернам, по инновационным полувагонам производства Тихвинского завода - снижение на 6,8%, Уралвагонзавода - на 9,4%.



Стоимость крупного вагонного литья и индекс к январю (%)

В 1 полугодии 2020 года на российском рынке стоимость крупного вагонного литья продолжила снижение. Снижена стоимость нового вагон-комплекта литья грузового вагона на 24%, цельнокатанного колеса на 23% и стоимость боковой рамы на 7%. 


Источник: СОЖТ