06.11.2018

Космические затраты или, как подключить вагоны к ГЛОНАСС

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил вице-премьерам Юрию Борисову и Максиму Акимову совместно с госкорпорацией «Ростех» и РЖД в течение двух недель проработать вопрос создания в России единой цифровой транспортно-логистической системы на базе подконтрольного государству АО ГЛОНАСС, следует из письма, направленного в аппарат правительства 26 октября (копия есть у “Ъ”). Создание такой системы предусмотрено программой «Цифровая экономика», утвержденной правительством в июле 2017 года. Представитель Максима Акимова Алия Самигуллина подтвердила “Ъ” наличие такого поручения, отметив, что его срок еще не вышел, «вопрос прорабатывается». В аппарате Юрия Борисова от комментариев отказались.

Поручение дано в ответ на письмо председателя правления РЖД Олега Белозерова и гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова в адрес премьер-министра, в котором они предлагают проработать вопрос передачи 50% акций АО ГЛОНАСС в уставный капитал РЖД и 50% — в собственность «Ростеха». На втором этапе развития проекта главы РЖД и «Ростеха» предлагают рассмотреть возможность участия в АО ГЛОНАСС компании РТИТС (оператор государственной системы взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн «Платон») путем приобретения на рыночных условиях дополнительной эмиссии 25,1% акций. В РТИТС 50% принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю Ротенбергу, еще 50% — «РТ-Инвесту», блокпакетом которого владеет «Ростех».

Одна из целей вхождения в АО ГЛОНАСС новых участников — создание цифровых сервисов по контролю транзита экспортно-импортных грузов, снижению времени прохождения транзитных грузов и интеграции с сопредельными государствами, включая Казахстан, Белоруссию, Китай и страны Евросоюза, а также развитие международного проекта «Один пояс — один путь», следует из письма РЖД и «Ростеха».

Предлагаемое создание «единой цифровой транспортно-логистической экосреды» может выразиться в оборудовании всех грузовых вагонов электронными датчиками, которые заменят осмотрщиков, и введением системы обязательного страхования грузов как минимум для транзита, следует из письма. Там также сообщается, что на железных дорогах будет создана «единая система цифрового контрольного оборудования», которая позволит «своевременно выявлять технические и коммерческие неисправности подвижного состава» и формировать дополнительные информационные сервисы для грузоотправителей и операторов. Внедрение этой системы «позволит сформировать условия для создания сквозной системы страхования грузов» для привлечения крупных мировых логистов на российский рынок. Сегодня никто груз страховать не обязан: это делается по желанию, а РЖД как перевозчик за его утрату несет ответственность в размере стоимости груза.

Там также указывается, что участие «Ростеха» «обеспечит устойчивую загрузку оборонных предприятий высокотехнологичной гражданской продукцией для транспортной телематики».

Источник: КОММЕРСАНТ