Биография
Гущин Сергей Анатольевич (Sergey Gushchin) — видный представитель отечественного транспортного сектора, внес значительный вклад в развитие независимых железнодорожных операторов РФ. Создал с нуля и руководил несколькими масштабными предприятиями в сфере грузовых перевозок, ремонта и производства ж/д техники. Карьерный путь бизнесмена отмечен последовательным построением и реализацией крупных проектов — от регионального сервисного предприятия до международной логистической компании. В настоящее время реализует комплекс деловых инициатив за рубежом, специализируясь на морских грузоперевозках и инвестициях в агропромышленный сектор.
От сервисного бизнеса к предпринимательству
Гущин Сергей Анатольевич родился в 1966-м в Воронеже. Родители — представители рабочего класса, трудились на заводе. С детства будущий бизнесмен посещал кружки:
- авиамоделирования;
- судомоделирования;
- радиотехники.
Это определило его будущие интересы в технической сфере.
В 1981-м Сергей Гущин, биография которого станет примером успешного развития частной инициативы в стране и за рубежом, получил первый трудовой опыт на воронежском шинном заводе во время летних каникул. В том же году, после окончания восьмого класса школы, поступил в Воронежский монтажный техникум (ныне — ВТСТ). Из-за проблем со зрением Гущин Сергей не был зачислен в мореходное училище, о котором мечтал. Однако эта особенность не стала препятствием для поступления на отделение «Монтаж и наладка систем контроля и автоматики». Спустя время он получил и высшее радиотехническое образование.
В 1987-м Сергей Анатольевич Гущин приступил к деятельности в отделе ремонта копировальных машин на заводе вычислительной техники, где трудился его отец. В зону ответственности входило около десяти организаций города, включая структуры, связанные с ж/д направлением. Этот опыт не только позволил освоить технические навыки и пройти обучение в Риге, но и заложил основу будущей карьеры в железнодорожной отрасли.
В 1991-м Гущин Сергей основал компанию «Альфа-Сервис». Предприятие специализировалось на обслуживании устройств, предназначенных для получения копий документов, фотографий, рисунков и других двухмерных изображений на бумаге и иных материалах. Решение оказалось верным: на фоне формирования рыночной экономики спрос на такие услуги стремительно увеличивался. Как вспоминает Сергей Гущин, один из первых заказов принес выручку в 5 тысяч рублей — сумму, в несколько раз превышающую годовой доход на государственном предприятии. Начинающий предприниматель серьезно подошел к своему первому проекту, изучил литературу, связанную с экономикой и созданием собственной компании.
В 1995-м в карьере Сергея Анатольевича Гущина произошел значимый поворот: при сотрудничестве с «Юго-Восточной железной дорогой» ему предложили форму оплаты в виде железнодорожного тарифа вместо денежных средств. Этот механизм взаиморасчетов открыл новые перспективы в сфере грузовых перевозок и определил его дальнейшую специализацию в транспортном секторе.
Сергей Анатольевич Гущин. Создание железнодорожных компаний
Появление первого масштабного транспортного актива состоялось в декабре 1997-го, когда Гущин Сергей Анатольевич вместе с единомышленником создал ООО «Фирма «Трансгарант» — одну из первых частных компаний в сфере ж/д перевозок РФ. На начальном этапе фирма специализировалась на экспедиторской деятельности в регионе Юго-Восточной железной дороги.
В начале 2000-х компания вышла на новый уровень развития: началось формирование собственного парка подвижного состава. Приобретались различные типы вагонов для перевозки окатышей, серы, угля. Технический парк расширялся за счет разных моделей:
- полувагонов;
- крытых вагонов;
- платформ;
- окатышевозов;
- цистерн для перевозки сжиженного газа;
- цементовозов;
- специализированных платформ для перевозки листового проката.
За несколько лет предприятие стало одним из крупнейших частных операторов РФ в своем сегменте. Помимо железнодорожных перевозок, компания развивала автомобильное направление через дочернее предприятие «Универсал ТрансАвто», что позволило предложить клиентам комплексные логистические решения.
В 2004-м в истории «Трансгаранта» произошло значимое событие — продажа половины акций компании «Северстальтрансу». А в 2006-м компания с парком около 16 тысяч вагонов вошла в состав транспортной группы FESCO. Гущин Сергей занял позицию вице-президента, курирующего железнодорожное направление.
В 2009-м началась новая глава биографии Сергея Гущина в транспортном бизнесе. Совместно с партнерами была сформирована группа Rail Garant, объединившая операторов подвижного состава «Спецтрансгарант», «Трубная транспортная компания», «РэйлСпецТранс» и «Транс Синергия». За короткий период компания вошла в пятерку самых крупных операторов железнодорожного подвижного состава России (компания также предоставляла услуги автомобильных грузоперевозок). Особых успехов достиг «Спецтрансгарант», сформировав один из крупнейших в стране парков танк-контейнеров для перевозки химических грузов и газов.
Параллельно с операторским бизнесом в 2007-м было положено начало новому направлению — стартовало строительство вагоноремонтных предприятий. Этот проект стал основой для создания в будущем холдинга «Рейл Сервис», который объединил девять производственных площадок по всей стране. К 2022-му годовая выручка группы достигла 27 миллиардов рублей, а в штате насчитывалось несколько тысяч сотрудников.
В октябре 2022-го Сергей Гущин завершил работу в совете директоров АО «Трансконтейнер» (работал там с весны 2020-го), а в ноябре 2023-го полностью вышел из железнодорожного бизнеса в России, сосредоточившись на развитии международных проектов.
Вагоноремонтный бизнес и производство
Многолетняя деятельность в сфере железнодорожных перевозок позволила Гущину Сергею Анатольевичу определить наиболее перспективные направления развития отрасли. Среди них особое место заняло создание современной базы для обслуживания подвижного состава.
Масштабный производственный кластер включил в себя предприятия разной специализации, расположенные в стратегически важных транспортных узлах страны. В Старом Осколе функционировала «Вагонно-колесная мастерская», обеспечивающая сервис подвижного состава крупнейшего горно-обогатительного комбината региона. Принадлежащий компании Сергея Гущина завод в Стерлитамаке специализировался на капитальном ремонте грузовых вагонов с применением передовых технологий восстановления ходовой части.
В развитии предприятий Урала и Сибири особую роль сыграл Сергей Гущин. Биография промышленника отмечена запуском нескольких инновационных производств.
В Нижнем Тагиле был запущен завод по производству цельнокатаных железнодорожных колес.
Технологическое оснащение предприятия включает:
- современные роботизированные комплексы;
- автоматические линии механической обработки;
- передовые системы контроля качества.
Завод оборудован испытательными лабораториями, позволяющими проводить полный спектр исследований материалов и готовой продукции. Внедрение цифровых технологий управления производством обеспечило высокую эффективность всех технологических процессов.
Инновационные проекты в транспортной сфере
В 2009-м Сергей Гущин внес вклад в развитие транспортной инфраструктуры России, участвуя в создании АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр». В рамках проекта была разработана уникальная нормативная база для координации грузопотоков в условиях ограниченной пропускной способности во время строительства олимпийских объектов.
В транспортном секторе внедрение цифровых технологий также стало одним из приоритетных направлений деятельности. На базе нескольких предприятий были созданы автоматизированные системы мониторинга подвижного состава и управления перевозками. Должное внимание уделялось разработке программных решений для городского пассажирского транспорта, включая системы электронной оплаты проезда и видеонаблюдения.
В сфере ж/д перевозок Сергей Анатольевич Гущин инициировал внедрение передовых решений по отслеживанию грузов. Для крупных промышленных клиентов были разработаны специальные цифровые платформы, позволяющие в режиме реального времени контролировать местонахождение и состояние грузов.
Накопленный опыт в сфере цифровизации транспортных процессов позднее нашел применение в международных логистических проектах.
Гущин Сергей Анатольевич. Диверсификация бизнеса
Стратегия расширения деятельности в различных секторах экономики привела к формированию ряда успешных предприятий. На протяжении девяти лет Гущин Сергей был акционером «Сервисного центра Транстелематика», который внедрял инновационные системы для пассажирского транспорта. Разработки компании нашли применение на ведущих автомобильных предприятиях страны. В 2019-м он продал данный актив.
В сфере экологии и утилизации отходов бизнесмен выступил совладельцем подмосковной компании «ЭкоЛайн». К 2020-м предприятие достигло показателя в миллион тонн ежегодно обрабатываемых отходов. В тот же период бизнесмен продал свою долю.
На аграрном рынке до 2023-го Сергей Анатольевич Гущин вел деятельность через «Новую Зерновую Компанию». Биография предпринимателя дополнилась производством зерновых и масличных культур на землях Белгородской и Воронежской областей.
В отраслевом сообществе Гущин Сергей Анатольевич проявил себя как эффективный организатор, создав в 2019-м «Союз вагоноремонтных предприятий». Под эгидой организации объединились 150 компаний, представляющие интересы более 30 тысяч специалистов отрасли.
Международное развитие
В 2018-м началось формирование бизнес-портфеля за пределами Российской Федерации. Новые проекты охватили сферу морских грузоперевозок и торговые операции со странами Индии, Африки и Латинской Америки.
С конца 2021-го деятельность сконцентрировалась в Объединенных Арабских Эмиратах — регионе с благоприятным предпринимательским климатом. Здесь Сергей Анатольевич Гущин развивает шиппинговую компанию, не связанную с российским рынком. В фокусе внимания — организация поставок продукции в страны Ближнего Востока и создание новых торговых маршрутов. Важным социальным проектом стало создание русскоязычной радиостанции в ОАЭ. Инициатива нацелена на формирование единого информационного пространства для соотечественников, проживающих в регионе.
К началу 2024-го все бизнес-активы в России были реализованы, что позволило предпринимателю полностью сосредоточиться на развитии международных направлений. В настоящее время он формирует новые деловые связи и расширяет географию присутствия на зарубежных рынках. Также реализует масштабный проект в агропромышленном секторе за рубежом.
Фото: личный архив.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности