Исследовательское агентство InfraNews публикует первый «Индекс уверенности железнодорожного рынка», отражающий эмоциональные настроения в отрасли и ожидания участников рынка. Данные июльского исследования, подготовленного на основе опроса грузоотправителей и операторов подвижного состава, свидетельствуют о преобладании пессимистичных настроений на рынке, но не о полной депрессии.
На фоне снижения погрузки и беспрецедентных усилий РЖД по оптимизации системы управления грузовым движением, на российском рынке железнодорожной логистики возникло множество споров и даже конфликтов в отношении условий работы и технологичности перевозок по железнодорожной сети. В то же время и представители РЖД, и пользователи железнодорожной инфраструктуры не раз заявляли о желании найти компромисс и выстроить доверительный диалог между всеми участниками перевозочного процесса. В этой связи исследовательское агентство InfraNews разработало и подготовило первый «Индекс уверенности железнодорожного рынка», который отражает эмоциональный настрой в отрасли и уровень оптимизма среди участников рынка на ближайшее будущее.
По результатам опроса, проведенного InfraNews в начале июля 2025 года, значение композитного «Индекса уверенности железнодорожного рынка» составило минус 14,81 пункта. Принимая во внимание тот факт, что значения индекса, согласно методике расчета, могут находиться в диапазоне от -100 до +100 пунктов, полученные данные говорят о пессимистичном настроении в отрасли, хотя и до полной «депрессии» еще далеко. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве (более 60%) опрошенных считают текущую эксплуатационную обстановку на железной дороге «плохой» или «очень плохой», у некоторых респондентов (более 20%) есть некоторая надежда на улучшение ситуации в течение ближайшего месяца.
В рамках исследования респондентам также была предоставлена возможность конфиденциально объяснить свои оценки и указать на факторы, которые на это повлияли. Главным раздражителем для участников опроса стали новые механизмы регулирования перемещения порожних вагонов, введенные РЖД в октябре прошлого года. По словам некоторых из них, последнее время вагоны после выгрузки «месяцами» простаивают на подъездных путях, что во многих случаях не позволяет принимать новый груз. Эти и другие проблемы уже заставили некоторых клиентов сменить железную дорогу на другие виды транспорта – автомобильный и речной. «Все, кто могли уйти на реку, ушли на реку, кто мог на автотранспорт, ушли на автотранспорт», — заявил один из участников опроса. Другой добавил, что некоторые клиенты уже направляют инвестиции в перенос производств «поближе к портам», а это означает, что на железную дорогу они уже никогда не вернутся.
Оценивая эксплуатационные показатели работы РЖД пользователи подтверждают увеличение скорости доставки грузов в последние месяцы, но при этом часть из них убеждена, что это достигнуто лишь за счет спада погрузки и соответствующего высвобождения ресурсов инфраструктуры. «Оценивать работу РЖД сейчас равносильно тому, чтобы оценивать работу регулировщика на МКАДе в 5 утра: аварий нет, регулировать ничего не нужно, но есть ли здесь его заслуга? Нет», – считает один из участников опроса.
Кроме того, участники рынка жалуются и на дефицит информационного обмена или хотя бы просто «честного диалога» операторов с РЖД, что в купе с введением новых регуляторных мер делает работу железнодорожного транспорта непредсказуемой. «Я, как грузоотправитель не понимаю, как работает железная дорога. Я не знаю: примут у меня заявку ГУ-12 или не примут, заберут у меня груз с подъездного пути или не заберут», – признался один из респондентов.
Исследовательское агентство InfraNews планирует проводить аналогичный опрос ежемесячно, имея целью выявить последовательную динамику настроений и ожиданий участников железнодорожного рынка. По мнению авторов исследования, эта работа может стать дополнительным индикатором для анализа принимаемых на железной дороге решений, а также прогнозирования рыночных тенденций.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности