07.02.2020

От смены правительства к смене подшипников

Скандальный вопрос принудительной замены всех роликовых подшипников на вагонах на кассетные, казавшийся исчерпанным в прошлом году после критики занимавших тогда посты вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака, вернулся в повестку после смены правительства. В Росжелдоре прошло совещание, где обсудили итоги испытаний кассетных подшипников на обычных вагонах, подтверждающие их эффективность. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

В сентябре 2019 года комиссии Совета по железнодорожному транспорту государств—участников Содружества, объединяющего страны с шириной колеи 1520 мм, а в октябре и сам совет одобрили введение обязательного требования об установке с 2021 года на всех грузовых вагонах РФ кассетных подшипников при капремонте с заменой колесной пары. 25 октября это решение было подкреплено приказом Минтранса. Владельцы вагонов отрицали обоснованность меры, указывая на нормальную эффективность роликовых подшипников в типовых вагонах (кассетные пока ставят только на инновационные) и дополнительные затраты, которые оценивали в 200–300 млрд руб. Свой протест они изложили в письме к первому вице-премьеру Антону Силуанову, вице-премьерам Дмитрию Козаку и Максиму Акимову, угрожая перерегистрацией вагонов в соседние страны. Последующее предостережение Ространснадзора закрыло и эту возможность: ведомство потребовало от ОАО РЖД разобраться с вопросом использования на сети роликовых подшипников с истекающим сроком службы, оно распространилось в том числе на парки сопредельных стран, все локомотивы и пассажирские вагоны.

Однако кампания по замене подшипников завершилась так же молниеносно, как возникла: 31 октября Дмитрий Козак и Максим Акимов дали поручение незамедлительно отменить приказ Минтранса, а 13 ноября господин Акимов поручил также в суточный срок отозвать и предостережение Ространснадзора.

Теперь дискуссия возобновилась. Предметом обсуждения на совещании стало заключение ВНИКТИ от 30 января о возможности применения подшипников кассетного типа в тележках грузовых вагонов.

Анализировались кассетные подшипники «ЕПК-Бренко» с адаптерами различных фирм, установленные на вагонные тележки типа 2 (18-100, самая распространенная тележка). В заключении говорится, что их применение «приведет к возможному повышению ресурса по сравнению с цилиндрическими подшипниками до 1,5 раз», боковое воздействие от вагонов с кассетными подшипниками на 4–7% ниже, чем от эталонного вагона, уровень напряжений в кассетном подшипнике в среднем ниже до 1,8 раза.

Источники «Коммерсанта» среди владельцев вагонов отзываются о качестве исследования скептически. По проведенным испытаниям нельзя сделать достоверных выводов, сообщает другой источник.

«Полностью зависимая от ОАО РЖД структура намеренно или нет провела их с множеством ошибок,— говорит он.— Среди грубейших — маленькая выборка, незначительный оцениваемый пробег, отсутствие реальных нагрузок, разные степени износа как самих подшипников — новые кассетные и старые роликовые,— так и тележек: опять же новые при использовании первых и отремонтированные — при вторых».

Из-за всего этого нельзя сделать однозначный вывод о надежности конструкции, резюмирует собеседник, требуя сделать испытания открытыми и дать к ним доступ участникам операторского рынка. По словам другого источника, исследование не соответствует поручению вице-премьеров, требовавших провести тот тип испытаний и экономической оценки, который занимает не менее полугода. Впрочем, говорит один из участников совещания, представители ВНИКТИ и не пытались представить результаты как конечные.

В ОАО РЖД пояснили, что комплекс испытаний грузовых вагонов с тележками, оборудованными кассетными подшипниками, проводится с целью определения степени эффективности их эксплуатации для всех заинтересованных сторон.