Отстой вагонов на железнодорожных путях необщего пользования играет важную роль в управлении грузопотоками и оптимизации логистических процессов. Этот процесс включает временное размещение как груженых, так и порожних вагонов на специально отведенных участках железнодорожной инфраструктуры. В период отстоя вагоны могут быть подготовлены к дальнейшим перевозкам, что включает в себя их разгрузку, загрузку и технический осмотр.
Отстой вагонов на путях необщего пользования не является основным видом деятельности ППЖТ, но тенденции последнего времени в части мер, применяемых ОАО «РЖД» против избыточного парка грузовых вагонов, заставляют внимательнее отнестись к этому направлению.
Согласно результатам опроса, проведенного в феврале 2025 года среди предприятий – членов СРО Ассоциация «Промжелдортранс», услуги по отстою на сегодняшний день очень востребованы. Многие предприятия могут обеспечивать временное размещение грузовых вагонов на своей инфраструктуре. Однако есть факторы, ограничивающие развитие этого направления деятельности.
Как правило, ППЖТ заключают договоры по отстою вагонов непосредственно с собственниками подвижного состава, а агентский договор с ОАО «РЖД» считается нецелесообразным и не заключается. Также возможно предоставление услуги по отстою вагонов на условиях договоров на транспортное обслуживание, с каждым контрагентом индивидуально.
Около половины опрошенных предприятий имеют потенциал для расширения услуг по отстою вагонов. Некоторые ППЖТ готовы восстановить законсервированные пути при наличии необходимых финансовых и кадровых ресурсов. Предприятия, не имеющие возможности расширять услуги отстоя, отмечают, что увеличение количества вагонов в отстое может затруднить выполнение основной деятельности, связанной с подачей и уборкой вагонов.
Вместимость путей для отстоя вагонов варьируется в зависимости от путевого развития и составляет от 114 до 900 вагонов, в среднем — 332 вагона на одно предприятие. Занятость путей также существенно различается.
Проблема с непринятыми к перевозке вагонами остается актуальной. На 46% опрошенных предприятий их количество варьируется от 30 до 100, а на 21% — от 100 до 200. В 7% случаев число непринятых вагонов превышает 670.
Основные причины неприема вагонов связаны с действиями ОАО «РЖД». Более 80% случаев связаны с неоформлением перевозочных документов, запретами на погрузку и ограничениями на железных дорогах восточного направления. Также отмечаются проблемы с приемом вагонов на станции примыкания и занятостью путей.
Взыскание платы за отстой непринятых к перевозке вагонов осуществляется лишь в 27% случаев, и только частично — в 27% случаев. В 46% случаев плата не взыскивается вовсе. Причины здесь две. Во-первых, это дополнительный импульс к оттоку груза с железной дороги, который ударит по бизнесу владельца пути необщего пользования в том числе. Во вторых, есть понимание, что контрагент оказался в такой ситуации не по своей воле, и поэтому взимать с него плату — не совсем верное решение.
Анализ ситуации с отстоем вагонов на путях необщего пользования показывает необходимость улучшения координации и взаимодействия между всеми участниками перевозочного процесса, что позволит повысить эффективность железнодорожных перевозок и оптимизировать использование инфраструктуры.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности