29.03.2018

Парк обеспечит преимущество

На рынке нефтеперевозок наметилась консолидация крупных игроков
АО «НефтеТрансСервис» (НТС) покупает 99,5% акций компаний «Русский мир» и «Капиталтранс» (входят в группу «ОТЭКО»). Сделку одобрила ФАС при условии заранее сообщать регулятору о повышении тарифов на цистерны.
Ходатайство НТС Федеральная антимонопольная служба рассмотрела 19 марта и дала предварительное согласие на приобретение 99,5% от общего количества размещённых голосующих акций ЗАО «Компания «Русский мир» и 99,5% уставного капитала ООО «Капиталтранс».

Одновременно НТС получит право управлять АО «Сфат» (принадлежит «Русскому миру» с 2001 года) и его дочерними обществами «Трансфат» (грузовые перевозки и сдача в аренду подвижного состава) и «Сфат-Рязань» (ремонт и техобслуживание). Все новые активы являются собственниками подвижного состава. В объединённом парке группы 15 тыс. нефтебензиновых цистерн, 9 магистральных и 9 маневровых локомотивов. Как сообщила заместитель начальника Управления общественных связей ФАС Дарья Силкова, «сделка была согласована по причине отсутствия нарушения Закона о защите конкуренции». В то же время ведомство выдало предписание НТС в срок не позднее чем за 15 дней уведомлять регулятора о повышении цен на цистерны, если они превышают более чем на 10% среднеквартальный уровень прошлого года.

В НТС и ОТЭКО отказались предоставить комментарии по сделке. Однако, как ранее сообщал «Гудок», в январе текущего года в ОТЭКО официально сообщили, что готовы продать вагонный парк, если будут интересные предложения, и сосредоточиться на развитии терминального бизнеса. «В настоящее время Группа компаний «ОТЭКО» сконцентрирована на развитии нашего основного бизнеса – создании портово-индустриального парка и терминальных мощностей в порту Тамань», – уточнил директор по связям с общественностью ГК «ОТЭКО» Константин Верюжский. По мнению члена правления ООО «ИСР Транс» Олега Яценко, в данном случае НТС покупает не только парк, но и часть бизнеса. «Скорее всего, часть парка останется в аренде, пока не истекут договорные обязательства прежнего собственника, а другая будет использоваться под перевозки. Таким образом НТС обеспечит себе безопасность от скачков цен на цистерны и увеличит объёмы перевозок», – считает эксперт.

На рынке операторов происходит консолидация вокруг крупнейших игроков, что связано с увеличением транспортировки нефти по трубопроводу, говорит руководитель Управления машиностроения, транспорта, инфраструктуры и химической промышленности «ВТБ Капитал» Елена Сахнова. Частью такой консолидации является приобретение других игроков. «В случае адекватной цены это выгоднее, чем покупка нового парка. Кроме того, в январе прошлого года НТС получил большой контракт с ПАО «Роснефть» и стал единственным перевозчиком продукции «Башнефти», показав рост объёмов на фоне падения рынка. Учитывая, что «Русский мир» владеет 44% в компании «Сфат», можно с высокой долей вероятности говорить о том, что НТС получает в управление весь парк цистерн группы и в результате сделки становится вторым крупнейшим игроком на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов после «Трансойла», – сказала Елена Сахнова.

Хотя, по оценке руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, закрытие сделки удвоит собственный парк цистерн НТС и он всё же превысит парк ключевого конкурента – «Трансойла», тренд по консолидации в отрасли очевиден.

В любом случае покупка акций будет способствовать повышению конкурентоспособности компании, диверсифицирует её бизнес, повысит известность и поможет в привлечении дополнительных объёмов грузов, отметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Для оперативного возврата средств НТС может сдавать часть подвижного состава в аренду, а от старых вагонов избавиться.

Елена Кудрявцева

Источник: ГУДОК