Парк вагонов на РЖД необходимо регулировать с учетом реалий рынка
17.09.2025

Парк вагонов на РЖД необходимо регулировать с учетом реалий рынка

В операторском сообществе поддерживают предложения по ограничению приписки поступающих новых вагонов, но при соблюдении ряда условий.

Иными словами, при этом должно быть обеспечено, во-первых, создание прозрачной системы оборота номеров, где собственники парка или потенциальные приобретатели вагонов смогут увидеть количество доступных номеров или очередь ожидания номеров. Во-вторых, выработана система регулировки поступления нового парка на сеть, которая не допустит злоупотребления положением со стороны владельцев вагонов из других стран пространства 1520.

Кроме того, необходимо создать условия для того, чтобы операторы могли компенсировать потери, которые могут возникнуть при балансировках парка в соответствии с имеющимися провозными способностями инфраструктуры РЖД.

Для этого необходимо обеспечить взаимозаменяемость ключевых узлов и деталей вагонов. Снизить цену железнодорожных перевозок (в особенности перевозок в крытых вагонах и в универсальных контейнерах), на которые тариф перевозчика явно завышен.

Целесообразно также выработать программу совершенствования управления парком (включая сокращение непроизводительных порожних пробегов, сортировочных работ). И ввести программу trade-in (на добровольной для операторов основе) для утилизации вагонов и сглаживания пиков списания парка (путем возможности применения в ряде случаев механизма досрочного выбытия вагонов с сети). Для указанной программы следует привлечь к работе преимущественно контролируемых государством банков и финансовых институтов.

Следует также ввести на сети дифференцированные (в зависимости от срока) ставки за отстой на инфраструктуре вагонов, временно невостребованных для перевозок (рабочий парк без документов на погрузку).

Необходимо совершенствовать практику заключения договоров между операторами и ОАО «РЖД» об информационном и технологическом взаимодействии с установлением обоюдных обязательств сторон. ОАО «РЖД» – предоставляет гарантию оборота вагонов (включая время на станциях погрузки и выгрузки), а операторы – гарантию ограничения используемого парка (при наделении оператора полномочиями самостоятельно определять логистику подсыла порожнего парка).

Кроме того необходимо вести работы по тарификации услуг железнодорожного транспорта при обязательном обеспечении ее прозрачности и с учетом позиции всех участников перевозочного процесса, а также руководствоваться в оценках потребного парка на сети и его достаточности для обеспечения перевозок в установленном объеме в целом с использованием при расчете согласованным СОЖТ и ОАО «РЖД» Методическим рекомендациям данных ОАО «РЖД» о планируемой погрузке (с учетом всех видов перевозок) и о гарантированном обороте вагонов.

Источник: РЖД-Партнер