26.02.2021

Перед наливом вагонов-цистерн их необходимо тщательнейшим образом очистить

И от качества этой операции зависит как собственно сама возможность транспортировки, ведь плохо промытая цистерна может испортить груз, так и экологическая безопасность окружающих станцию территорий. Несмотря на важность перечисленных факторов, не все предприятия этого сектора могут соответствовать растущим стандартам рынка.

Советское наследие

Подготовка железнодорожных цистерн для перевозки нефти, нефтепродуктов, химически активных и агрессивных жидких веществ и газа на промывочно-пропарочных станциях (ППС) – один из наиболее ресурсозатратных и экологически опасных технологических процессов в вагонном хозяйстве. Стоит начать с того, что как такового недостатка в ППС в России нет: это достаточно узкая и при этом необходимая для функционирования рынка ниша, в которой спрос и предложение относительно сбалансированы. «В настоящий момент существующие на российском рынке мощности позволяют обеспечить потребности заказчиков услуг по обслуживанию цистерн в полном объеме. На рынке представлено несколько десятков различных предприятий», – рассказал и. о. начальника департамента эксплуатации и развития производственной инфраструктуры ПАО «ПГК» Кирилл Трач.

Услуги по подготовке цистерн предлагают не только ППС, но и пункты промывки-пропарки при вагоноремонтных депо, а также мелкие точки промывки котлов, расположенные вблизи ремонтных депо и станций налива. При этом значительное количество парка поступает на обработку на построенные еще в советское время станции, расположенные непосредственно вблизи пунктов слива и налива нефтегрузов. «Вся инфраструктура промывочно-пропарочных станций создавалась именно под нужды основных нефтеперерабатывающих предприятий. Таким образом, проблем с недостатком мощностей в настоящее время нет», – пояснил начальник департамента логистики и аналитики АО «Нефте ТрансСервис» Сергей Ермолаев.

Однако современное производство и особенности реализации нефтепродуктов диктуют более высокие, чем во времена Советов, требования к подготовке вагонов-цистерн, и не все инфраструктурные предприятия успевают проводить необходимую (для того чтобы им соответствовать) модернизацию. Условия рынка стимулируют рост производства нефтепродуктов, отвечающих европейскому уровню качества и экологическим требованиям. Производство таких нефтепродуктов связано с ужесточением требований к цистернам, подаваемым под налив, рассказал начальник отдела подготовки подвижного состава Railgo Алексей Катанов.

Помимо существующего ГОСТ 1510-84, нефтеперерабатывающие заводы выдвигают дополнительные высокие требования к подготовке вагонов для отгрузки нефтепродуктов собственного производства. Как рассказывает А. Катанов, заводы обязывают операторов производить подготовку цистерн под инновационное дизельное топливо и бензин как под налив реактивного топлива, что ведет к увеличению расходов. «В соответствии с этими требованиями наша компания сталкивается с проблемой отсутствия в регионах отгрузки современных и хорошо оснащенных ППС, способных осуществлять такую подготовку, хотя мы используем достаточно широкий спектр инфраструктурных подразделений для успешного функционирования. Этим недугом страдают Свердловская и ЮжноУральская железные дороги, а также вся Тюменская область», – рассказывает А. Катанов. При этом, по его словам, даже при наличии ППС в пунктах налива зачастую обнаруживается факт того, что эти предприятия не могут подготовить цистерны из-под темных и тем более вязких нефтепродуктов. Для осуществления должной подготовки компания вынуждена готовить цистерны в отдаленных от нужной точки регионах и после этого отправлять их в пункты налива на другие железные дороги, что, опять же, приводит к значительному удорожанию перевозок и увеличению вагонооборота.

А. Катанов называет и еще одну болезнь ППС: по его словам, они повышают цены на свои услуги, не заботясь об их качестве, вопреки обязательствам по договорам. «Стало нормой, когда вагоны с ВУ-20 под определенный продукт бракуются на НПЗ из-за некачественно проведенной подготовки. Такие вагоны мы вынуждены возвращать на ППС для повторной промывки или грузить более низкой линейкой нефтепродуктов. Или, что еще хуже, отводить из района погрузки», – рассказывает эксперт.

Страдает между тем и экологическая составляющая работы. И это не просто слова. Из-за грубых нарушений под угрозу подпадают не только клиенты и само предприятие обслуживания подвижного состава, но и жители близлежащих к станции населенных пунктов. К примеру, в марте 2020 года СМИ сообщили о том, что на грани экологического бедствия оказался целый город (Кстово в Нижегородской области). Как выяснили журналисты, на железнодорожной ст. Зелецино цистерны заливали водопроводной водой из шлангов, после этого субстанция с нефтепродуктами выливалась на грунт – до 7 тыс. л отходов нефтехимии в сутки.

Летом этого же года подобная неаккуратность привела к приостановке деятельности вагоноремонтного депо, расположенного на ст. Разгуляевка в Волго- граде. Последствием нарушений техники безопасности стал взрыв в цехе по промывке, загорелись две порожние железно дорожные цистерны. Позже на видео рассмотрели, что пластиковые емкости, в которых хранятся запасы дизельного топлива, стояли под солнцем, а по всей территории можно было увидеть разливы нефтепродуктов и нефтесодержащих жидкостей. Однако, к сожалению, на подобные проблемы контролирующие органы зачастую обращают внимание только после того, как произошел какой-либо инцидент.

С. Ермолаев согласен, что многие ППС действительно имеют советское прошлое. А значит, нуждаются в реорганизации работы. Радует только то, что на части из них реализуется программа модернизации, что особенно характерно для предприятий, переданных в аренду операторам. Целью данной работы являются в первую очередь повышение экологичности производства и обновление оборудования, подчеркнул эксперт.

Общая задача

Несмотря на эти прикладываемые операторами усилия, вопрос подготовки вагонов-цистерн давно требует серьезного пересмотра, считает С. Ермолаев. «Я бы даже отметил – дерегулирования. Действую щая нормативная база, регламентирующая требования к подготовке вагонов под конкретный груз, считаю, не отвечает современным реалиям», – добавил он. И проблема даже не в ее актуализации. Линейка наливных продуктов, перечень специализированного парка и методы подготовки непрерывно расширяются. Грузоотправитель сам формирует требования к вагону для обеспечения сохранения качества своей продукции, а операторы эти требования исполняют, подчеркнул эксперт.

«Я полагаю, нужно смещаться в плоскость диалога именно с грузоотправителем и уже совместно с ним определять способы и методы подготовки парка под погрузку. В этом случае было бы полезным разработать некий каталог существующих видов подготовки с описанием всех операций внутри них. Присваивая каждой операции определенный шифр, можно составить технологическую карту, в соответствии с которой стороны смогут сами определить для себя, какие операции необходимо выполнить и какая ответственность на какую сторону возложена. Кроме того, данный документ мог бы быть живым, легко дополняемым новыми грузами и требованиями», – предлагает С. Ермолаев.

Современные требования к подготовке подвижного состава под погрузку, безусловно, затрагивают целый ряд задач, стоящих перед ППС. «Для повышения качества услуг необходимо применять эффективные технологии, инновационное оборудование, соответствующее экологическим требованиям, четко выполнять взятые на себя договорные обязательства», – перечисляет А. Катанов. Он согласен, что к решению всех поставленных вопросов необходимо подойти комплексно, с обязательным привлечением владельцев и арендаторов ППС, а также руководителей транспортных и нефтяных компаний.

Неоднозначность прогнозов

Не стоит забывать, что погрузка нефти и нефтепродуктов на сети ОАО «РЖД» в 2020 году упала на 10%. И январь текущего года не добавил позитива в этой номенклатуре: отмечено падение на 9,8% в сравнении с январем 2020-го. «Прошедший год был непростым, были остановлены авиаперевозки, снизили потребление бензина автовладельцы, многие производства вынуждены были радикально сократить потребление нефтепродуктов. Кроме того, была заключена сделка ОПЕК+, обязавшая страны снизить добычу на рекордные 19 млн баррелей в сутки», – пояснил К. Трач. Как отметили участники рынка, есть сокращение и по объемам транспортировки темных нефтепродуктов. В сегменте химических грузов также фиксируется падение на 6,1%, не радуют железнодорожников и объемы перевозок сжиженного газа. В результате сокращения объемов перевозок по итогам 2020 года и количество обработанных цистерн оказалось ниже уровня 2019-го, отметил К. Трач.

Эксперты не сошлись во мнении, как эта ситуация повлияет на работу ППС. С одной стороны, меньший спрос может спровоцировать процессы модернизации, которые предприятиям выгодно форсировать ради повышения конкурентоспособности. С другой стороны, на любую модернизацию требуются средства, а в кризисных условиях выделить бюджеты на развитие может быть непросто. Сейчас с этой задачей успешно справляются в основном только крупные игроки, для которых обслуживание цистерн – лишь часть их бизнеса.

Между тем парк вагонов-цистерн растет. Их производители на фоне сокращения объемов производства вагонов в целом даже поймали волну роста: в 2020 году выпуск вагонов-цистерн увеличился на 79,1%. Согласно данным союза «Объединение вагоностроителей», положительную динамику продемонстрировали сегменты нефтебензиновых цистерн, производство которых выросло в 8 раз, и цистерн для химических продуктов – по ним отмечен рост на 20%. Исполнительный директор союза Евгений Семенов считает, что цистерны будут востребованы у покупателей и далее. С учетом предстоящего списания 20 тыс. цистерн до 2025 года стоит ожидать серьезного обновления парка. Причем, как отмечают эксперты, вместе с новыми вагонами придут и новые требования по их обслуживанию, поэтому повышать планку предприятиям, оказывающим услуги по промывке, пропарке и дегазации котлов вагонов-цистерн, необходимо уже сегодня.

Производство нефтепродуктов, отвечающих европейскому уровню качества и экологическим требованиям, связано с ужесточением требований к цистернам

Эксперты считают, что вопрос подготовки вагоновцистерн требует серьезного пересмотра: линейка наливных продуктов, перечень специализированного парка и методы подготовки непрерывно расширяются.

Источник: ПГК