27.06.2019

ПГК предлагает культивировать бережное отношение грузоотправителей к своим вагонам

Рост повреждаемости вагонов при выгрузке в портах и на территории грузополучателей – головная боль и дополнительные расходы для собственников. Одна из проблем, по их словам, заключается в отсутствии своевременного выявления факта повреждения. Чаще всего операторы узнают о необходимости ремонтировать вагон, когда тот уже выехал на пути РЖД. Сергей Гончаров, заместитель генерального директора АО «Первая грузовая компания» по техническому развитию, уверен: необходимо менять нормативную базу и культивировать бережное отношение к подвижному составу.Сергей Гончаров, заместитель генерального директора АО «Первая грузовая компания» по техническому развитию

– Почему повреждения вагонов так беспокоят владельцев? Ведь если вагон повреждён, скажем, в порту, то за ремонт должен платить стивидор, а если на путях общего пользования – то перевозчик.

– При приёме подвижного состава из порта работники РЖД обязаны выявлять повреждения. Но зачастую для качественного контроля всех вагонов перед их выходом на сеть не хватает ресурсов. Выявляемые позже, например, при приёме вагонов под погрузку, повреждения кузовов и рам работники РЖД, как правило, квалифицируют как эксплуатационные. И отправляют повреждённый подвижной состав в текущий ремонт, который оплачивается из кармана собственника. В итоге каждый наш вагон в среднем дважды в год ремонтируется в объёме ТР-1, на что требуется порядка шести тысяч рублей.

– Участвуют ли ваши сотрудники в осмотре вагонов?

– Мы формируем комиссии из числа работников филиалов ПГК. Они выезжают на крупные станции и проверяют состояние поступивших вагонов. Если удаётся доказать, что это повреждения, а не техническая неисправность, то мы можем претендовать на компенсацию своих ремонтных расходов от владельца инфраструктуры. Добиваться её приходится обычно через суд. Но, во-первых, наши работники не в состоянии постоянно контролировать весь парк, а во-вторых, никакие компенсации не решают проблему износа подвижного состава вследствие постоянных повреждений. ПГК обновляет свой парк с 2015 года, но при этом отцепок меньше не становится. По итогам 2018 года было повреждено 8640 вагонов, за пять месяцев 2019 года – 3125.

– Вагоны получают повреждения только при выгрузке в портах или также при погрузке и выгрузке на территории клиентов?

– Значительная часть повреждений происходит в период нахождения вагонов на территории грузоотправителей и грузополучателей. И те и другие могут обращаться с вагоном довольно бесцеремонно, а иногда просто варварски. Скажем, для экономии времени и сил открывают или закрывают подвижной состав при помощи спецтехники или лома. В мае мы провели выборочный осмотр 120 новых вагонов. Сотрудники ПГК анализировали, в частности, соблюдение требований нормативных документов к проведению погрузочно-разгрузочных и маневровых работ. В результате на станции Ростов-Западный Северо-Кавказской железной дороги был обнаружен вагон с проколами в обшивке двери. Выяснилось, что во время его выгрузки грузополучатель использовал для закрытия двери погрузочную технику. Это при том, что вагон был построен всего четыре месяца назад! И это далеко не единичный случай. С допуском повреждённых вагонов на сеть после погрузки на территории клиента примерно та же история, что и с портовиками. Но с грузоотправителем у нас хотя бы заключён договор на использование подвижного состава, позволяющий привлечь к ответственности виновника повреждений, если его вина установлена. А с грузополучателем никакого договора нет, ему интересен только груз, о сохранности вагона он думает в последнюю очередь.

– На нерадивых грузополучателей можно как-то воздействовать?

– Эффективных рычагов влияния на них у нас нет. Сегодня мы можем лишь совместно работать над повышением культуры обращения с вагоном. Исходя из того, что в его исправном состоянии заинтересованы все участники перевозочного процесса. Если исправного подвижного состава будет недостаточно, грузы просто будет не в чем возить. Вместе с тем мы рассматриваем различные варианты усиления контроля выгрузки. Например, обсуждается возможность использования средств видеоконтроля. Недавно ПГК запустила приложение «Мобильный репортёр», которое позволяет получать от наших партнёров оперативную информацию о состоянии вагона. Но эти меры не решают проблему принципиально.

– Как можно изменить ситуацию?

– Необходимы изменения в нормативных актах и документах, которые зададут единые стандарты приёма вагонов на инфраструктуру после выгрузки. Мы уже выступали в Министерстве транспорта РФ с такой инициативой, но, к сожалению, не были услышаны. Переговоры с ОАО «РЖД» также не дали ощутимого результата. Пока нормативный пробел не будет восполнен, серьёзных изменений ждать не приходится.

Источник: СОЖТ