26.03.2021

Почему на Украине уволили второго за год главу Укрзализныци

В украинской железнодорожной монополии в очередной раз поменялась власть. Кабинет министров Украины освободил председателя правления «Укрзализныци» Владимира Жмака от занимаемой должности. Представление на увольнение ранее было передано Наблюдательным советом компании. Ещё недавно «новоназначенный» Жмак в одночасье превратился в «бывшего» главу УЗ. Сам Жмак назвал решение Кабмина странным и необоснованным и выразил сомнения в его законности.

Владимир Жмак возглавил АО «Укрзализница» в августе прошлого года по итогам конкурсного отбора. Своей главной целью на должности руководителя компании он декларировал проведение её реорганизации. В частности, планировалось разделить УЗ на три филиала-оператора: пассажирский, грузовой и инфраструктурный. Что Жмак вроде бы и начал осуществлять. Однако решение о создании грузового оператора «УЗ-Карго» и оператора инфраструктуры «УЗ-Инфра» было неожиданно отменено Наблюдательным советом компании. А ответственный за это направление директор по коммерческой работе и логистике УЗ Иракли Эзугбая был вынужден уйти из-за медленного проведения реформы и организованной против него травли. Фактически Эзугбая обвинил членов Наблюдательного совета в саботировании реформы.

Одной из возможных причин увольнения Владимира Жмака украинские СМИ называют, то, что председатель правления слишком серьёзно воспринял поставленную перед ним задачу избавить компанию от коррупции и активно передавал информацию в компетентные органы. Но соответствующие вопросы появились и к нынешнему руководству УЗ. Временная следственная комиссия Верховной Рады, образованная для расследования злоупотреблений в период с 2017 по 2020 годы, неожиданно занялась оценкой деятельности команды Жмака.

Известный украинский политик Михаил Саакашвили ещё до увольнения Жмака в эфире одного из политических ток-шоу заявил, что Набсовет УЗ хочет уволить председателя правления компании, так как тот стал «прикрывать коррупционные схемы». Отметим, что ранее Владимир Жмак работал заместителем Михаила Саакашвили в Одесской областной администрации. А Иракли Эзугбая в прошлом руководил железными дорогами Грузии.

Впрочем, есть и иные взгляды на причины досрочного прекращения контракта с Владимиром Жмаком. Так издание Liga.net предполагает, что его отставка обусловлена связью бывшего главы УЗ и олигарха Рината Ахметова, что вызвало резкое недовольство в офисе президента Зеленского.

В январе УЗ вышла на рынок с новой услугой — перевозкой грузов с согласованными сроками и объёмами. Голландский аукцион на перевозку грузов полувагонами УЗ на срок в три года, в отсутствии других участников, выиграла компания «Метинвест-Шиппинг» (входит в холдинг Рината Ахметова). В её распоряжении до 2025 года оказалось 9 тыс. вагонов — почти половина рабочего вагонного парка УЗ.

Тайны киевского железнодорожного двора, вылившиеся в скоропостижное изгнание Жмака из УЗ, а также чьи-то финансовые интересы и политические амбиции, в очередной раз затормозят реформирование украинской железной дороги, которая и без того находится в довольно плачевной ситуации.

Между тем, задачи, поставленные перед компанией президентом Владимиром Зеленским, в частности, запуск скоростных поездов, предполагают существование высокоэффективной корпорации, которая сможет решать проблемы как в сфере грузоперевозок, так и в многострадальной «пассажирке». Разумеется, если эти  задачи действительно планируют когда-либо решить.

Из всей череды постмайданных глав «Укрзализныци» (начиная с польского гастролёра Войцеха Бальчуна) Владимир Жмак  представляется наиболее адекватным предлагаемым обстоятельствам. В актив ему, помимо реорганизации УЗ на филиалы, можно занести запуск частной тяги. Пока это лишь робкий эксперимент, но начало — половина дела. С негативной оценкой увольнения Владимира Жмака выступил и украинский бизнес. Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП) распространил заявление, в котором отмечается, что за короткий срок работы Жмака на посту председателя правления «Укрзализныца» показала готовность к активной модернизации.

Источник: VGUDOK