01.11.2025

Погрузка на РЖД стабилизировалась?

Погрузка на РЖД в октябре текущего года осталась практически на прошлогоднем уровне — 96,9 млн т (+0,1% по сравнению с 2024 годом). Уточним, что сравнение идет с низкой базой. Соответственно, если сопоставлять с предыдущими периодами, то данный показатель держится всё-таки в минусе.

Низкая база

В частности, если сравнивать октябрь текущего года с тем же месяцем 2023 года, то минус составит 6,3%, а если с октябрем 2019 года — то 11,5%.
Напомним, что погрузка в октябре текущего года ожидалась меньше, чем оказался достигнутый на сети результат. Но тут ничего удивительного нет, поскольку перевозчик ослабил ограничения для угольщиков. И они повезли дополнительные объёмы на экспорт. Благодаря этому в целом погрузка угля также выросла — на 9% по сравнению с октябрем 2024 года (до 28,4 млн т).

А поскольку экспорт угля пошёл издалека (в том числе — из Кузбасса на восток), то и тарифный грузооборот увеличился — до 212,8 (+4,3%). Кстати, и внутри РФ солидные объёмы угля также везли издалека — оттуда, где ранее складские запасы достигли критического уровня.

О том, что в октябре освобождались склады, свидетельствуют, в частности, и данные о добыче в Кузбассе: она, по данным Министерства угольной промышленности региона, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 4–5%.

Другой фактор, способствовавший раскрутке тарифного грузооборота — прибавка в экспорте пшеницы, что увеличило и суммарную погрузку зерна на РЖД (+22,6%). Его вывозили также преимущественно из дальних регионов, где оказались заполненными зернохранилища. Отсюда же — и повышенный спрос осенью на зерновозы, которые уже в конце сентября стали выводить опять-таки из дальних тупиков, где они достаточно долго стояли в ожидании появления дополнительных объёмов погрузки.

Что в плюсе

В октябре перевозчик комментировал про погрузку каменного угля так: она увеличилась внутри страны на 2,8% в связи с началом отопительного сезона, а на экспорт — на 14,8%.
Причём впервые проявилось улучшение экспорта как в западном, так и в южном направлениях. В частности, добывающие предприятия Кузбасса планируют увеличить объёмы поставок в Турцию, где рекордно за последний год выросли цены на топливо, сообщил первый заместитель губернатора Кемеровской области Андрей Панов. В конце сентября — начале октября цены на российский уголь в Турции выросли на 3,3% (до $94,5 за 1 т).

Это указывает на то, что уголь рано списывать как топливо на мировом рынке. Интерес к нему вырос вопреки «зелёной повестке» на фоне дороговизны поставок сжиженного газа морским флотом. Также не стоит забывать, что в ряде стран уголь перерабатывают в минудобрения и химические продукты, которые используют в производстве пластмасс и красителей. И это считается перспективным направлением для инвестиций.

По данным заместителя министра Минэнерго РФ Дмитрия Исламова, в 2025 году экспорт угля сохранится на уровне прошлого года (около 200 млн т). Это означает, что осенью экспорт угля вырос и продолжит оставаться в плюсе — и в таком объёме, что покроет отставание в динамике вывоза за рубеж, допущенное в предыдущий период текущего года.
Аналогично можно сказать и про зерно. Как отметил источник в ОАО «РЖД», благодаря новому урожаю с августа на сети увеличивалась его погрузка. В октябре она выросла на 22,6% (до 3,6 млн т). Как мы и предсказывали, ранее спад в погрузке пшеницы был связан с подвижками в структуре сбора урожая.

Основной сбор пришёлся на регионы, расположенные вдали от южных морских портов РФ. Соответственно, на юге стали заполнять хранилища позже. И здесь появились резервы для того, чтобы придержать экспортные поставки. В дальнейшем запасы планируют продать по более высоким мировым ценам.

Ещё одной позицией для прибавки на железнодорожной сети оказались минудобрения. Их погрузка в октябре выросла на 6,6%.

Как сообщил источник в ОАО «РЖД», на фоне замедления потребления на внутреннем рынке вырос экспорт железной руды (+14,5%). Соответственно, суммарная погрузка данной номенклатуры на сети повысилась на 1%.

В целом благодаря подвижкам в объёмах погрузки немного изменилась её структура: осенью по сравнению с летом увеличилась доля низкодоходных грузов, и в октябре стал заметным прирост в доле среднедоходных грузов.

Что в минусе

В минусе оказался целый ряд ключевых номенклатур. Прежде всего нефть и продукты её переработки (-4%). Причина — санкции против РФ, запреты на экспорт бензина и дизеля, а также политика РЖД, связанная с ограничениями перемещений порожних цистерн и переоформления ГУ-12 (последнее затруднило маневры между отправками тёмных и светлых нефтепродуктов). В итоге часть объёмов ушла на автотранспорт.

Аналогично можно сказать и про цемент (-10% в погрузке на РЖД при гораздо меньшей динамике спада в производстве цемента), и про чёрные металлы (-19%). В первом случае заводы продолжили обзаводиться собственными парками автоцементовозов, а во втором — привлекать сторонних автоперевозчиков, у которых увеличилось предложение автопоездов, специализирующихся на доставках прежде всего металлопроката.

В частности, сенатор от Челябинской области Олег Цепкин сообщил, что доля перевозок металлургических грузов железнодорожным транспортом в текущем году упала на 8%, тогда как автомобильным транспортом, напротив, возросла на 5%. Респонденты среди других предприятий отметили: отток чёрных металлов и металлоизделий осенью текущего года на автотранспорт продолжил нарастать.

В итоге, по компаниям, входящим в ассоциацию «Русская сталь», среднее соотношение перевозок РЖД/авто в 2024 году было 55% к 45%, а в 2025 году — 37% к 63%. Металлурги сетовали на рост отказов по заявкам на перевозку и количества вагонов, не принятых на РЖД — как порожних, так и гружёных.

Продолжилось переключение на шоссе и грузов в контейнерах, а также сборных и паллетированных. В совокупности в этих категориях спад в погрузке на РЖД в октябре составил 5%. Стоит отметить увеличение рейсов на авто на дальнем плече — например, в Китай. Спрос на такие перевозки заставляет открыть смешанный пункт пропуска Джалинда в Амурской области: перевозки через него возобновят в I квартале 2026 года.

Напомним, что данный пункт был законсервирован в 2005 году из-за низкого грузопотока. Отпугивало то, что грузы зимой автоперевозки идут по ледовой переправе, а летом — на паромах. Ранее грузопотоки переместились на РЖД, а сейчас возвращаются на автотранспорт. Причём они смогут следовать непосредственно к пункту пропуска после завершения капитального ремонта участка Сковородино — Рейново без промежуточной перевалки на железную дорогу.

В минусе также остались строительные грузы (-1%) и лес (-9%). В последнем случае спад представители ЛПК во многом связывали с усложнением логистики. В частности, заготовка круглых лесоматериалов по сравнению с 2021 годом упала на 15%, а в СЗФО — практически на четверть. Прогнозы на среднесрочную перспективу остались пессимистичными, отметил генеральный директор ГК «ВЛП» Александр Шаньгин.

Респондент среди ЦБК добавил, что вывоз древесины сдерживает рост железнодорожного тарифа и ограничения для перемещений порожних лесовозных платформ. Из-за этого предприятия вынуждены увеличивать поставки оттуда, где лес есть. Укрупнение партий из-за требований на РЖД ведёт к удлинению маршрутов перевозок. При этом сырьевая база ЛПК европейской части России стагнирует на фоне растущих издержек.

Прогноз на ноябрь

Прогноз на ноябрь приходится давать в двух вариантах. Первый — оптимистический. Он связан с сохранением позитива погрузки угля на экспорт, вероятностью притока дополнительных объёмов стройгрузов, а также стабилизацией погрузки нефти и продуктов её переработки.

В таком случае следует ожидать объёмов погрузки на сети в целом на прошлогоднем уровне или даже небольшого плюса — до 1%. Однако это потребует внесения корректировок в ранее выбранную на РЖД политику по борьбе с «лишним» парком.

Второй — базовый. Он основан на сохранении прежней стратегии на сети и дальнейших подвижках в русле укрепления внедрённых ранее полигонных технологий. В таком случае складские запасы угля быстро иссякнут, а потенциал улучшений по другим номенклатурам охладится. Тогда погрузка уйдёт в минус — от 3 до 5%.

Источник: РЖД-Партнер