20.02.2019

Правительство сокращает субсидии на экспорт вагонов

На фоне деклараций об активной поддержке экспорта и переориентации на него госдотаций правительство неожиданно обрезало один из таких инструментов. Минпромторг и РЭЦ втрое снизили возможную бюджетную субсидию для экспортеров на транспортировку продукции — теперь она может достигать лишь 7% от общей суммы контракта против прежних 25%. Участники рынка полагают, что власти хотели отсечь от поддержки наименее технологичные лесную и цементную промышленности: они выбирают значительную часть выделенных средств, которых и так не хватает. Однако в результате под угрозой оказались контракты в удаленные страны машиностроителей, включая автопром.

Российский экспортный центр (РЭЦ) 19 февраля уведомил российских экспортеров о снижении компенсации затрат на транспортировку продукции, рассказали источники “Ъ” в машиностроительной отрасли. Правительство компенсировало экспортерам затраты исходя из объема договора поставки. В 2017–2018 годах соотношение договора и субсидии, т. н. результативность субсидии, составляло 1:4 (четыре рубля стоимости контракта на рубль субсидии). В понедельник Минпромторг и РЭЦ подписали допсоглашение к агентскому договору, снижающее этот показатель до 1:14. Это распространяется и на ранее поданные заявки на субсидии (с 1 января), по ним РЭЦ должен провести перерасчет. В Минпромторге от комментариев отказались.

В 2017 году транспортные субсидии составили 6,6 млрд руб. Выделенные в бюджете на эти цели в 2018 году 9 млрд руб. были исчерпаны к концу лета, и Минпромторг пытался согласовать выделение дополнительных средств. В итоге годовое финансирование составило 14,6 млрд руб., но и этих средств не хватило на покрытие затрат всех участников программы, говорят источники “Ъ” в машиностроении. В 2019 году на программу выделено лишь 5 млрд руб.

Против сокращения субсидии уже выступили экспортеры с действующими контрактами. Компания «РМ Рейл» (входит в «Русские машины» Олега Дерипаски) 18 февраля направила письмо на имя вице-премьера Юрия Борисова (возглавляет российскую часть российско-кубинской межправкомиссии). В нем гендиректор «РМ Рейл» Павел Овчинников пишет, что 30 октября 2018 года компания заключила договор о поставке на Кубу в 2018–2020 годах грузовых вагонов на €50 млн. При определении цены контракта учитывалась субсидия в 25% (фактические затраты на транспортировку в Латинскую Америку — 25–30% от цены).

«Снижение субсидии с 1 января в три раза ведет к разрыву заключенного при вашем председательстве в рамках МПК контракта на поставку вагонов в Республику Куба»,— предупреждает господин Овчинников, отмечая, что непосредственный ущерб для «РМ Рейл» — отказ от экспортных контрактов на 5 млрд руб. Компания просит вице-премьера либо не менять коэффициент эффективности для договоров, заключенных до 1 января, либо ввести повышающий коэффициент для расстояний свыше 4 тыс. км, либо рассчитать субсидию по-старому для заявок, поданных в январе. В «РМ Рейл» подтвердили “Ъ” подлинность письма.

Источники “Ъ” в автопроме сетуют, что основной объем субсидии (до 70%) выбирают не машиностроители, а включенные позднее в программу отрасли: леспром, производство цемента, гипса и т. д. Право на субсидию имеют экспортеры высокотехнологичной продукции, перечень которой утверждается Минпромторгом. 15 февраля на regulation.gov.ru появилась новая редакция перечня, но и в нем фигурируют спорные статьи, например, «древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста». Источник “Ъ” в машиностроении говорит, что средний коэффициент эффективности субсидий находится в пределах от 1:20 до 1:40. Он полагает, что теперь Минпромторг отсекает субсидирование экспорта цемента и леса. Представители леспрома на запросы “Ъ” не ответили.

«Транспортные расходы — одна из самых затратных статей экспорта в автопроме, они могут составлять до 12–15% от цены,— говорят в группе ГАЗ.— Их субсидирование дает возможность сохранить конкурентную цену на продукцию отечественной сборки на экспортных рынках. С изменением коэффициентов в большей степени стимулируется экспорт с минимальными транспортными затратами, то есть в страны ближнего зарубежья». В ГАЗе полагают, что «в принципе не должно быть одинакового коэффициента» для высокотехнологичного экспорта и отраслей с неглубоким уровнем переработки. Замглавы «Росспецмаша» (лобби отечественных машиностроителей) Денис Максимкин говорит, что сельхозтехника, как правило, поставляется на большие расстояния, доля транспортировки в цене составляет до 22%. Сокращение размера компенсации с 25% до 7% негативно отразится на репутации заводов и приведет к прямым убыткам компаний РФ, а в перспективе — к снижению экспорта и сужению направлений поставок техники.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что страны, в которых у РФ сильные геополитические позиции и серьезные экономические интересы, зачастую расположены далеко: Куба, Венесуэла, Аргентина, Южная Африка и т. п. Международные контракты в высокотехнологичных сферах заключаются медленно, конкуренция (особенно со стороны китайских компаний) чрезвычайно острая, и изменение коэффициента крайне негативно повлияет на экономику контрактов, а некоторые поставит под угрозу неисполнения. По мнению господина Бурмистрова, чтобы гарантировать загрузку предприятий, куда дешевле и эффективнее субсидировать экспорт, чем затем искусственно стимулировать внутренний спрос или бороться с безработицей в моногородах.

Источник: КОММЕРСАНТ