19.02.2019

Приемочные клейма и борьба с контрафактом

С 1 марта 2019 года прекратится клеймение готовой продукции клеймами МПС «Серп и Молот» и «Ключ и Молоток». Подробнее на эту тему мы попросили высказаться вице-президента НП «ОПЖТ» – генерального директора ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» Владимира Асриянца.

– Владимир Васильевич, напомните, пожалуйста, какие задачи выполняет Инспекторский центр?
– Между ОАО «РЖД» и ООО «ИЦПВК» подписано Соглашение о взаимодействии № 179 от 31.08.2015 г. в области обеспечения качества проведения инспекторского контроля производства, ремонта, модернизации грузовых вагонов и комплектующих, подтверждающее компетенцию ООО «ИЦПВК» на проведение процедур инспекторского контроля.

ООО «ИЦПВК» наделено полномочиями по допуску подвижного состава на инфраструктуру для выполнения приказа Минтранса России № 257 от 01.09.2016 г. на основании распоряжения ОАО «РЖД» № 130р от 24.01.2017 г. и «Организационно-функциональной модели допуска железнодорожного подвижного состава на инфраструктуру ОАО «РЖД» № 726 от 29.05.2017 г.

Таким образом, на железнодорожном транспорте для обеспечения безопасности продукции наряду с обязательной сертификацией действует система инспекторского и приемочного контроля. Обе системы не просто объективно существуют, но и взаимодействуют, и каждая из них подтверждает соответствие продукции установленным требованиям, обеспечивая тем самым безопасность в эксплуатации.

Полномочия на проведение инспекторского контроля на вагоностроительных предприятиях, изготавливающих грузовые вагоны и комплектующие к ним детали, а также на вагоноремонтных предприятиях переданы Инспекторскому центру (ООО «ИЦПВК»).

– Почему Инспекторский центр принял решение о прекращении действия клейма?
– Оно принято на основании решения Росжелдора от 06.02.2019 г. № ВЧ-35/686-ис.

– Где ставили приемочные клейма «Ключ и Молоток», «Серп и Молот»?
– На деталях подвижного состава в местах, установленных нормативно-технической или конструкторской документацией, инспекторами-приемщиками МПС.

– Что эти знаки означают?
– В период существования МПС это были знаки государственного обращения. После реформирования МПС легитимность клейм МПС и подтверждение годности продукции в рамках закупок федеральным субъектом исчерпало себя.

С другой стороны, функция предупреждения поступления на инфраструктуру потенциально опасной продукции остается по сей день.

– Получается, что сегодня статус подобных знаков, образно говоря, подвис в воздухе?
– Правилами технической эксплуатации железных дорог не установлена форма и непосредственный владелец приемочных клейм. Таким образом, приемочные клейма не имеют хозяйствующего субъекта. Клейма могут быть изготовлены и использованы практически любым юридическим или физическим лицом, в том числе не имеющим отношения к сфере железнодорожного транспорта. По сути, клеймо утратило идентифицирующую функцию. Таким образом, на рынок может попасть контрафактная и фальсифицированная железнодорожная продукция.

В Совете по железнодорожному транспорту стран Содружества Независимых Государств при проведении актуализации всей нормативной базы документов по вагонному хозяйству вопросы, связанные с применением приемочных клейм «Серп и Молот», «Ключ и Молоток» на пространстве 1520 не рассматривались, следовательно, клеймение продукции железнодорожного назначения клеймами МПС «Серп и Молот» «Ключ и Молоток» выпало из правового регулирования железнодорожными администрациями.

– А как быть в плане борьбы с контрафактом?
– Для предотвращения поступления на инфраструктуру контрафактной и фальсифицированной продукции, а также исключения рисков, связанных с безопасностью движения поездов, Федеральным агентством по железнодорожному транспорту РФ клейма МПС «Серп и Молот», «Ключ и Молоток» были признаны нелегитимными, так как в нормативно правовых актах Минтранса России отсутствует признание владения ОАО «РЖД» приемочными клеймами МПС.

При клеймении готовой продукции заводы обязаны руководствоваться требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» ТР ТС 001/2011, где указан порядок маркировки изделия, обеспечивающий идентификацию продукции.

Источник: РЖД-Партнер