Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 4 марта 1950г. № 889 и в соответствии с приказом Министерства Путей Сообщения от 18.03.1950 № 121Ц при Главном управлении вагонного хозяйства 18 марта 1950 г. было создано хозрасчетное конструкторское бюро по унификации и стандартизации узлов и деталей вагонов. Сегодня это Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства — филиал ОАО «РЖД».
Первым руководителем бюро стал Константин Филиппович Серов. На тот момент штат работников Проектно-конструкторского бюро предусматривал 35 человек, а в течение последующих семи лет штат вырос до 68 сотрудников. Основная направленность работы была унификация и типизация узлов и деталей магистральных вагонов для производства запасных частей на заводах промышленности.
На момент создания, основным направлением работы бюро была унификация и типизация узлов и деталей магистральных вагонов для производства запасных частей на предприятиях промышленности СССР. В соответствии с приказом Министерства путей сообщения №121Ц был принят план разработки чертежей и нормалей (стандартов) на паровозы и вагоны, допущенные для эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования (МПС СССР).
17 февраля 1954 года первым заместителем министра путей сообщения СССР В.А. Гарныком был утверждён новый Устав ПКБ ЦВ, согласно которому на бюро были возложены следующие основные задачи:
- составление технико-экономического обоснования (ТЭО) по вопросам унификации деталей и узлов вагонов;
- разработка технических условий (ТУ) и чертежей на изготовление унифицированных конструкций и указаний о порядке их применения;
- составление ТЭО, разработка нормалей и общесоюзных стандартов по конструкции вагонов;
- разработка проектов унификации и стандартизации узлов и деталей вагонов на базе использования новейших достижений вагоностроения, науки и техники, передового опыта стахановцев производства;
проверка в заводских условиях чертежей, разработанных конструкций вагонных деталей и узлов с последующей отработкой для внедрения и массового изготовления;
- обеспечение железных дорог, заводов, депо выпускаемыми чертежами на унифицированные детали и узлы вагонов на условиях предварительных заказов;
- составление заключений по проектам унификации, общесоюзным стандартам, и нормалям деталей и узлов вагонов.
С 1960 по 1985 год, основные усилия ПКБ ЦВ были нацелены на модернизацию грузовых, пассажирских и изотермических вагонов, разработку специальных вагонов, повышение надежности колесных пар, буксового узла, тележек, автосцепки, разработку необходимых перечней нормативной и технологической документации, внедрение системы контроля надежности узлов вагонов, разработку системы предъявления рекламаций, создание технологической оснастки для ремонта и испытания главнейших узлов и деталей вагонов. Был создан комплекс вагоноремонтных машин на рельсовом и колесном ходу для подготовки вагонов под погрузку и текущего ремонта вагонов непосредственно в поездах.
Также в 1960 году ПКБ ЦВ выделяется территория, где бюро располагается по сей день. С получением новой территории у Проектно-конструкторского бюро появляется производственный цех (Экспериментальный цех) и свой железнодорожный путь.
Существенным этапом развития ПКБ стал период с 1973 по 1979 гг. В эти годы были создан ряд новых отделов и филиалов ПКБ в других городах: отдел эксплуатации грузовых вагонов в г. Харькове, отдел Ремонта и модернизации электрооборудования пассажирских и рефрижераторных вагонов в г. Риге; отделение электросварки в г. Киеве, филиал ПКБ ЦВ по разработке технологической оснастки для ремонта рефрижераторных вагонов в г. Георгиу Дежске (г. Лиски), отделение ремонта пассажирских вагонов в г. Новороссийске.
В 90-х структурных изменений ПКБ ЦВ избежать не удалось – в 1993 году было принято решение о создании ПКБ ЦЛ МПС (проектно-конструкторского бюро пассажирского хозяйства МПС). С его организацией из состава ПКБ ЦВ в 1994 году было выведено 2 отдела – «Отдел пассажирских вагонов» и «Отдел специальных вагонов», а также филиал в г. Новороссийске, ставший к тому времени отделом по модернизации пассажирских вагонов при капитальном ремонте.
Однако эти структурные изменения критично на деятельность ПКБ ЦВ не повлияли – бюро продолжало исполнять свои договорные обязательства и руководствуясь отчетными данными, обеспечивало разработку нормативно-технической и конструкторской документации и создание высокопроизводительных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, направленных на повышение безопасной эксплуатации подвижного состава, его узлов и деталей. ПКБ ЦВ как базовой организацией по стандартизации и метрологии вагонного хозяйства была проведена работа по метрологическому обеспечению предприятий вагонного хозяйства, а также обеспечение нормативной документацией по применению средств измерений и допускового контроля на вагоноремонтных предприятиях сети железных дорог, аттестация испытательного оборудования и сертификация средств измерений.
ПКБ ЦВ проводило обследования различных типов подвижного состава с целью выявления технических неисправностей в узлах и деталях, создающих угрозу безопасности движения и выработки рекомендаций вагоностроительным заводам по увеличению эксплуатационной надежности.
Даже в те нелегкие годы ПКБ ЦВ продолжило оказывать поддержку вагонным депо и колесным мастерским, с которыми у ПКБ были давние отношения, в том числе занималось разработкой, производством и поставкой промывочных станций для букс.
В начале 2000-х, во время образования ОАО «РЖД» (2003 год), руководство осуществлял Анатолий Иванович Голышев, на смену которому пришёл в 2006 году Михаил Семёнович Соколовский, а затем Александр Олегович Иванов (с 2011 по 2017 год). С 2018 по 2020 год пост директора занимал Александр Фёдорович Комиссаров, а с 2020 по 2024 год Игорь Анатольевич Волокитин. В настоящий момент директором бюро является Андрей Фёдорович Рогозин.
В настоящее время в составе ПКБ ЦВ имеются следующие основные отделы:
Отдел экономического анализа, договорной работы и бюджетирования (ОДРБ);
Отдел маркетинга, внедрения и сервисного обслуживания (МРК);
Отдел информационных технологий и мониторинга технического состояния вагонного парка (ИТМВ);
Отдел разработки документации по эксплуатации и ремонту специальных вагонов грузового и пассажирского типов (СПС);
Отдел разработки документации по ремонту и модернизации грузовых вагонов (ОМГВ);
Сектор испытаний подвижного состава (ИС);
Отдел механизации и сопровождения процессов ремонта и технического обслуживания (ОМР);
Сектор сопровождения обучения в вагонном хозяйстве (ССО);
Отдел разработки документации по эксплуатации грузовых и пассажирских вагонов (ОЭВ);
Сектор разработки и сопровождения технологических проектов (СТП);
Отдел разработки документации по метрологическому обеспечению (ОМО);
Отдел по тиражированию и архивации технической документации (ОТД).
За последние годы специалистами отделов проделана большая работа, направленная на улучшение технического состояния вагонного парка, повышение качества ремонта и эксплуатационной надежности грузовых и рефрижераторных вагонов, обеспечение ремонтных и эксплуатационных подразделений вагонного хозяйства железных дорог всей необходимой нормативно-технической документацией.
Значительное место в работе ПКБ занимали и занимают разработки типовых технологических процессов работы вагонных депо и их производственных участков — вагоносборочных, тележечных, колесно-роликовых, автоконтрольных пунктов, контрольных пунктов автосцепок, пунктов технического обслуживания, промывочно-пропарочных станций, разработка руководств и инструкций по ремонту и эксплуатации универсальных и специализированных вагонов, автотормозного оборудования и автосцепного устройства, колесных пар и буксовых узлов, тележек, энергосилового и холодильного оборудования пассажирских и рефрижераторных вагонов.
Большие традиции имеет ПКБ ЦВ в создании и освоении выпуска многообразной технологической оснастки для ремонта вагонов. Разработаны и внедрены вагоноремонтные машины различных типов и назначений для пунктов подготовки вагонов, самоходные ремонтные установки для пунктов технического обслуживания вагонов, поточно-конвейерные машины для сборочных цехов вагонных депо, отделений ремонта тележек и колесно-роликовых отделений. Разработаны диагностические комплексы неразрушающего контроля для проверки литых деталей тележек, котлов цистерн, колесных пар и тележек сборе. Освоен выпуск разработанных в ПКБ ЦВ стендов для ремонта и испытания автотормозов.
Взаимодействие ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» и ОПЖТ находит отражение в последовательной работе над актуализацией непрерывно меняющихся требований к подвижному составу и в повышении уровня безопасности и качества предоставляемых услуг, а также и в области нормативно-технической документации. Так, за последние годы можно выделить:
- внесение изменений во множество конструкторской (КД) и ремонтной документации (РД ВНИИЖТ), инструкций и типовых технологических процессов;
- утверждение порядка работы пунктов технического обслуживания в 2016 году, который впоследствии был скорректирован в 2018 году. В настоящее время на смену Порядка, разработанного в 2016 году пришел новый документ - Положение об организации работы пунктов технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов на инфраструктуре ОАО «РЖД» N 967-2022 ПКБ ЦВ от 4 октября 2022 года N 2557/р;
- создание таблицы взаимозаменяемости боковых рам тележек грузовых вагонов;
-'создание инновационных решений по переходу на кассетные подшипники.
Развитие вагонного комплекса в России требует активного взаимодействия всех участников отрасли, что подтверждается работой Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу. В рамках этого комитета разрабатываются меры, направленные на устранение имеющихся недостатков и оптимизацию процессов в вагонном хозяйстве.
Среди ключевых проектов, реализуемых благодаря сотрудничеству, можно выделить создание Концепции «Цифровая платформа управления жизненным циклом составных частей грузового вагона» – это справочно-информационная система, позволяющая отслеживать историю каждой из деталей грузовых вагонов с момента ее создания – время и место ее выпуска, характер поломок, производимые ремонты, списание в брак и т.д.
Большую работу Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства проводит в области аккумулирования и анализа большого количества отраслевых данных и формировании на основании их ежеквартальных отчетов, которые оказывают сильное влияние на коррекцию работы комплекса, в том числе и в рамках возглавляемой Рогозиным Андреем Федоровичем Информационно-аналитической секции при Комитете ОПЖТ по грузовому подвижному составу.
Члены ОПЖТ, Наблюдательный совет и коллектив Ассоциации искренне поздравляют руководителей и работников ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» с юбилеем и желают дальнейшего уверенного развития, новых инновационных проектов, успешной реализации всех задач, которые ставит перед компанией отрасль, благополучия и успехов во всех начинаниях!
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности