20.02.2025

Производители прогнозируют остановку допуска новых вагонов на сеть РЖД к апрелю-маю

Операторы грузовых вагонов не смогут выпускать на сеть РЖД новые вагоны уже к апрелю-маю этого года из-за введенных монополией ограничений, заявил исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов на форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», организованном «РЖД-партнером».

Если раньше собственник нового вагона должен был в течение 2-3 месяцев после покупки вагона оформить этот вагон и отписаться о станции приписки вагоностроительному заводу, то сегодня этот срок сокращен до 45 дней, рассказал Евгений Семенов.

«Проблема в том, что нам некуда приписывать вагоны. Владелец инфраструктуры (РЖД — "Эксперт") отказался приписывать их к путям общего пользования, он больше этого не делает. А на путях необщего пользования у нас количество (свободных мест) чуть-чуть превосходит 360 тыс. единиц. Но на парк 1,39 млн вагонов — это совсем мизер. Плюс из этих 360 тыс. практически все на сегодня занято. Уже в апреле- мае собственники не смогут перерегистрировать свои вагоны. Ими вагон будет уже не востребован, он не сможет ничего возить, так как не зарегистрирован», — сообщил он.

Новый порядок приписки введен РЖД с октября 2024 года для борьбы с профицитом парка на сети. До октября приписка осуществлялась уведомительным характером.

«На 10 км путей можно было приписать бесконечное количество вагонов. С октября приписка начала согласовываться с РЖД. Этот контроль вместе с отсутствием площадей для приписки остановит к апрелю-маю данную деятельность. Операторы уже сталкиваются с проблемами. Уже пошел серый бизнес, люди начали на этом зарабатывать. Продают площади, регистрацию — за деньги», — рассказал Евгений Семенов.

По его мнению, сам механизм приписки, который регламентируется приказом Минтранса N 35, который устарел: «Когда-то он был нужен для определения владельцев подвижного состава. Но сегодня с учетом всех информационных баз приписка не нужна. Это просто желание владельца инфраструктуры регулировать допуск на инфраструктуру нового подвижного состава».

При этом до 2024 года, по словам Евгения Семенова, вагоностроителей, напротив, призывали наращивать выпуск вагонов для наращивания грузоперевозок по железной дороге.

«Были неоднократные совещания в органах исполнительной власти, создавался оперативный штаб в части дефицита грузового подвижного состава. Выражались требования об увеличении наших производственных мощностей. Наши вагоностроители в 2025 году готовы были выйти на уровень производства в 80 тыс. новых вагонов. Вложены инвестиции в развитие и освоение новых производств, выделялась господдержка. Открылись новые производства, в частности Стахановский вагоностроительный завод, ЗСК "Кубань", "НовоТехРейл" и "Новотранс"» — рассказал Евгений Семенов. Согласно его презентации, производственные мощности новых игроков составляют до 13,3 тыс. вагонов в год.

В 2024 году в России, по данным Росстата, было произведено 74,9 тыс. грузовых вагонов (+17,2% к 2023 году). Это один из максимальных объемов выпуска с 1990-х годов, он уступает лишь 2019 году.

При этом оценка количества профицитных вагонов на сети РЖД в 400 тыс. штук вызывает недоумение у вагоностроителей. «В октябре цифра была на уровне 195 тыс., уже в конце января она выросла до 400 тыс. Данные выводы коллеги делают по методике расчетного баланса потребного парка, которая сегодня только проходит апробацию и не является утвержденным документом. Делать выводы по данной методике неаправильно», — считают в союзе.

Фото: Евгений Филиппов / Эксперт.

Источник: ЭКСПЕРТ