18.07.2018

Производителям высокотехнологичной техники упростят получение субсидий из госбюджета

Проект приказа Минтранс опубликовал на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru. В тексте говорится, что порядок разработки, согласования и утверждения документов, устанавливающих требования к инновационной продукции в области железнодорожного транспорта и методам их испытаний, разработан в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2018 года «О плане мероприятий (дорожной карте) по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Технет» (передовые производственные технологии)».
«Документ позволит сформировать единый подход к определению инновационности продукции в железнодорожной отрасли. Унификация упростит процедуру признания тех или иных изделий инновационными. А такой статус даёт право на получение различных преференций по линии Минпромторга. Это будет хорошим подспорьем для компаний-производителей», – подчеркнул начальник отдела правового регулирования эксплуатационной безопасности и технической политики Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Михаил Тумилович.

Напомним, в октябре прошлого года Министерство промышленности и торговли РФ выпустило приказ, согласно которому расширяется перечень железнодорожной продукции, разработка и производство которой субсидируется в рамках повышения конкурентоспособности отечественной промышленности. В том числе речь шла о грузовых тепловозах с интеллектуальной системой управления, предназначенных для вождения тяжеловесных поездов в условиях холодного климата (субсидии предусматриваются в размере 175 млн руб., целевой минимальный объём реализации продукции предполагается на уровне 89,18 млрд руб.). Также в списке упоминались инновационные 40-футовые рефрижераторные контейнеры для перевозки рыбы и скоропортящихся продуктов (максимальный объём господдержки – 90 млн руб., минимальный объём реализации – 1,4 млрд руб.).

Проект приказа Минтранса предполагает, что для подтверждения соответствия инновационности производитель разрабатывает стандарт организации, устанавливающий требования безопасности к продукции, включая методы и объём исследований (испытаний) и измерений, необходимых для обоснования безопасности инновационной продукции в области железнодорожного транспорта. Также стандарт должен исключать «недопустимый риск при использовании инновационной продукции, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, животных и растений, окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц».

Как рассказал «Гудку» заместитель начальника департамента технической политики РЖД Марк Чернин, ранее госкомпания разработала свои требования к определению инновационной продукции.
«Для нас главными критериями инновационности остаются наукоёмкость и технологичность. Наукоёмкость продукции характеризуется, как правило, или принципиальной новизной, или значительным улучшением основных технико-экономических параметров. О технологичности говорит использование сложных образцов оборудования, а также высококвалифицированного, специально подготовленного персонала», – отметил Марк Чернин.

По его словам, при определении новизны и потребительских свойств инновационной продукции необходимо принимать во внимание ряд аспектов. Следует обращать внимание на специфические особенности процедур определения новизны и потребительских свойств результатов НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), также необходимо сравнивать продукцию с лучшими отечественными и зарубежными аналогами.
«Подход универсален для любой техники – от стрелочных переводов до локомотивов», – резюмировал Марк Чернин.

Вице-президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» Владимир Матюшин считает, что такой документ сейчас весьма актуален, так как претензия на инновационность означает, что производитель также претендует и на определённые льготы, а это серьёзные бюджетные средства. Кроме того, в отрасли до сих пор отсутствовал единый подход по сертификации продукции.

Источник: ГУДОК