04.06.2025

Разогревая «холодный» рынок: рефрижераторные технологии в вагоностроении «РМ Рейл»

Изотермический подвижной состав и оборудование для транспортировки скоропортящихся товаров — в числе приоритетных направлений развития продуктовой линейки «РМ Рейл». Ставка на «холод» обоснована: объемы перевозки грузов, требующих соблюдения специального температурного режима, в России растут. При этом спецпарк нужного профиля много лет в стране серийно не производился. В ответ на запрос рынка компания разработала полноценную линейку, включающую автономный рефрижераторный вагон, две модели вагонов-термосов и рефрижераторный контейнер.

АРВ — лучшее решение для перевозки скоропортящихся грузов
Автономный рефрижераторный вагон (АРВ) модели 16-1247 презентован широкой общественности в октябре 2024 года. Он предназначен для перевозки скоропортящихся и нескоропортящихся грузов, требующих защиты от осадков и поддержания температуры в грузовом отделении от −20 до +15 °С. Его грузоподъемность составляет 60 тонн, что как минимум на 4 тонны выше аналогов. Объем кузова — 132 м3, площадь пола — 47 м². Срок службы — 25 лет, гарантированный срок до капитального ремонта — 16 лет. Ходовая часть — инновационная тележка «РМ Рейл» с осевой нагрузкой 25 тс.

Кузов вагона-рефрижератора и прислонно-сдвижные двери грузового отделения изолированы теплоизоляционным материалом. Уникальная схема утепления позволила исключить так называемые мостики холода, что позволяет обеспечивать стабильность температуры внутри.

В торцевой части кузова установлена холодильно-отопительная установка (ХОУ) со встроенной системой дистанционного контроля и управления температурой в грузовом отделении. ХОУ способна автономно работать без вмешательства в течение 20 суток. Это большой шаг вперед по сравнению с АРВ прошлых генераций. Таким образом, владелец вагона или грузоотправитель сможет контролировать условия транспортировки груза на протяжении всего пути следования.

ХОУ способна за 35 минут охладить все внутреннее пространство вагона до −18-20 °С или, наоборот, нагреть его до +12 °С при перевозке фруктов или цветов.

Дмитрий Нарежный, руководитель департамента маркетинга «РМ Рейл»:
«Автономные рефрижераторные вагоны в России сегодня существенными сериями не выпускаются. Преимущественно идет эксплуатация морально и физически устаревшего наследия постсоветских времен. В 2015 году на сети железных дорог насчитывалось порядка 2,2 тысяч рефвагонов, к 2025 году их осталось менее 200. Отчасти поэтому и объем перевозок год от года в них падает. Грузовая база этой категории перемещается в рефрижераторные контейнеры. Но надо понимать, что рефвагон гораздо эффективнее и, более того, позволяет экономить на перевозках скоропортящейся продукции. Так, железнодорожный тариф на доставку одной тонны мороженой рыбы из Владивостока в Москву в нашем АРВ составит 10 тыс. рублей. Эта цифра обеспечивается в том числе улучшенными техническими характеристиками и высокой грузоподъемностью вагона. Для сравнения, тариф на перевозку этой же тонны рыбы в рефконтейнере составит 18 тыс. рублей.

Плюс рефвагон более гибок в логистике: он обладает генератором, не привязан к сцепу вагонов с отдельным генератором и позволяет перевозить мелкие партии продукции. АРВ — оптимальное решение, гарантирующее экономичность перевозки и сохранность груза».

Алексей Стрельченко, заместитель главного конструктора «РМ Рейл Инжиниринг»:
«Качественный, эффективный подвижной состав для перевозки скоропортящихся грузов, причем именно отечественного производства, — неотъемлемая часть современных грузоперевозок. Неслучайно государство в лице Минпромторга России поддерживает их разработку и производство. Несколько российских вагоностроителей создали свои образцы АРВ, однако их серийное производство не было продолжено. На пространстве стран СНГ серийно выпускается лишь рефрижераторный вагон, произведенный в Казахстане. Среди них модель АРВ от «РМ Рейл» имеет самую высокую грузоподъемность. Мы создавали свой вагон в постоянном взаимодействии с потенциальными заказчиками, совместно определяя наиболее значимые для них параметры. Считаем, что модель автономного рефрижераторного вагона «РМ Рейл» по своим технико-эксплуатационным характеристикам оптимальна».

Вагон-термос: наибольшая грузоподъемность среди аналогов
Первый изотермический вагон-термос модели 16-1239 «РМ Рейл» сертифицирован в июне 2024 года. Его ключевые преимущества: повышенная грузоподъемность — 64 т (+4-6 т выше аналогов), увеличенный объем кузова — 164 м3 (+19-21 м3), площадь пола — 56,6 м3 (+4,2-6,1 м3). Вагон-термос обеспечивает нужную температуру не менее десяти суток. Внутренняя обшивка из нержавеющей стали позволяет перевозить пищевые грузы без использования дополнительной упаковки. Низкий коэффициент теплопроводности позволяет сохранять внутреннюю температуру гораздо дольше, чем аналоги. В качестве изолирующего материала применен напыляемый пенополиуретан, обеспечивающий высокие теплоизолирующие свойства. Ходовая часть — инновационная тележка «РМ Рейл» с осевой нагрузкой 25 тс. Вместимость вагона — 51 палета. Срок службы — 25 лет.

Позднее, в партнерстве с одним из крупнейших операторов по перевозке скоропортящихся грузов, был разработан изотермический вагон-термос модели 16-6799 и сертифицирован в марте 2025 года.

Он предназначен для перевозки продовольственных и непродовольственных грузов, требующих соблюдения специального температурного режима при транспортировке, со сроком годности не менее 10 суток. Грузоподъемность модели — 60 т, объем кузова — 138 м³, площадь пола — 44,8 м². Срок службы увеличен до 32 лет (+7 лет в сравнении с аналогами). Ходовая часть — тележка с осевой нагрузкой 23,5 тс модели 18-9801. Вагон-термос может эксплуатироваться в диапазоне температур от −60 до +50 °С. В качестве изолирующего материала для стен применены плиты из пенополистирола, для дверей — напыляемый пенополиуретан, вся внутренняя поверхность покрыта гидроизоляцией.

Количество вагонов-термосов на сети железных дорог в России исчисляется 4,5-5 тыс. единиц. При этом парк также сильно изношен: так, 3,1 тыс. построены до 1993 года и имеют продленный срок службы.

Рефконтейнер «РМ Рейл»: идем к импортозамещению
В 2024 году «РМ Рейл» сертифицировала рефрижераторный контейнер типоразмера 1ААА. Он отличается повышенной грузоподъемностью — 30,81 т, что минимум на 0,91 т выше аналогов на рынке. Объем внутреннего пространства контейнера составляет 67,7 м3.

Объем перевозок в рефрижераторных контейнерах на российском рынке в период с 2019 по 2024 год показывает прирост 0,1–0,2 млн т ежегодно. Парк рефконтейнеров растет еще быстрее: с 2019 года он увеличился в два раза. При этом серийно в России они не производятся, 100% спроса удовлетворяется продукцией из Китая.

Серьезной проблемой для замещения импортных контейнеров отечественными является отсутствие в стране выпуска холодильно-отопительных установок (ХОУ), которые должны соответствовать требованиям Российского морского регистра. Поскольку контейнеры перевозятся и морем, все оборудование проходит испытания на эксплуатацию в условиях качки, тумана, влажности и т. п.

Компания «РМ Рейл» системно работает в этом направлении: в партнерстве с одним из крупнейших производителей холодильного оборудования разработан и изготовлен опытный образец ХОУ, который готовится к сертификации.

Создавая стандарты
«РМ Рейл» ведет не только практическую деятельность по расширению парка изотермического подвижного состава: компания выступила разработчиком межгосударственного стандарта на вагоны-термосы. В инициативную группу, которую возглавила «РМ Рейл», вошли подкомитет ПК 7 «Грузовые вагоны» ТК 045 «Железнодорожный транспорт», РЖД, «Уралвагонзавод», «Уральское конструкторское бюро вагоностроения», «Экспертный центр вагоностроения», «Алтайвагон», «Бежицкая сталь», ВНИЦТТ и ВНИИЖТ. Совместно создан проект ГОСТа, который сейчас проходит процедуру принятия в системе межгосударственной стандартизации и уже в августе 2025 года будет утвержден Росстандартом.

Новый документ закрепил ряд значимых параметров. Четко прописаны требования к конструкции и материалам с учетом санитарно-эпидемиологических нормативов при перевозке продуктов питания. Детально оговорены требования к освещению загрузочного пространства, что позволит в комфортных условиях производить погрузочно-разгрузочные работы с учетом маркировки груза, а также предусмотрена возможность оснащения вагонов устройствами дистанционного мониторинга контролируемых параметров воздушной среды загрузочного пространства.

Это уже второй межгосударственный стандарт, устанавливающий требования к изотермическим грузовым вагонам. В 2023 году коллегами из «Уральского конструкторского бюро вагоностроения» был разработан ГОСТ 35003 «Вагоны рефрижераторные автономные. Общие технические условия».

Игорь Чашников, начальник технического отдела АО «РМ Рейл Инжиниринг»:
«Проделана большая работа по формированию нормативной базы, без которой невозможно серийное производство подвижного состава для перевозки скоропортящихся грузов в стране. Участие в разработке принимали представители Узбекистана, Казахстана, Беларуси. На пространстве СНГ повсеместно использовались вагоны-термосы, произведенные в Германии. Своего серийного производства, как и регламентирующих документов, не было. Новый стандарт на вагоны-термосы станет основой для создания качественных, надежных российских вагонов, конкурентоспособных и на международных рынках».

Готовы к серийному выпуску
На динамику перевозок скоропортящейся продукции существенное влияние оказало изменение в нормативно-разрешительной документации в 2019 году. Требования к условиям транспортировки этой категории грузов были существенно смягчены: часть грузов, которые ранее можно было перевозить только в вагонах-термосах, стала перевозиться в обычных крытых вагонах и «сухих» контейнерах. Это нововведение значительно сократило грузовую базу вагонов-термосов в России.

По предварительной оценке, сегодня больше половины грузов, требующих специального температурного режима, перевозятся без учета этого фактора. Несмотря на систематические проблемы с качеством доставленных товаров, ситуация не меняется: грузоперевозчики справедливо замечают, что изотермического подвижного состава в нужном количестве на сети просто нет. Однако сейчас отечественные вагоностроители создали современный, эффективный изотермический подвижной состав и готовы его производить под потребности рынка.

Источник: ROLLINGSTOCK Agency