Рельсовая наука
20.05.2019

Рельсовая наука

Служба сервисных инженеров ЕВРАЗ ЗСМК начала реализацию клиентского проекта с Западно-Сибирской железной дорогой: специалисты двух компаний будут наблюдать за рельсами в процессе их эксплуатации, чтобы исследовать причины образования и развития дефектов и вносить корректировки в технологию их изготовления. А через три года на комбинате в Новокузнецке должен войти в строй научно-исследовательский центр (R&D), где будет установлено оборудование, позволяющее не только проводить контрольные испытания, но и вести исследовательские работы в области производства рельсов.

Надзор за эксплуатацией

Надзор поставщика продукции за условиями ее эксплуатации с целью выявления возникновения дефектов и получения объективной информации для обогащения производственного опыта — направление, которое осваивает все большее количество отраслей. В ряде отраслей, в первую очередь связанных с производством сложной техники, где сервис является интегральной частью сбыта, подобная «обратная связь» образуется автоматически, попутно основной деятельности. В железнодорожной сфере к таким отраслям относится производство локомотивов, вагонов и т. п. В области же поставки материалов предприятия зачастую не видят необходимости в создании сервисных служб: редко услышишь о сервисном надзоре поставщика над поставленным заказчику дорожным покрытием или дизельным топливом.

Необходимость такого надзора со стороны поставщика или контрагента становится очевидной в тех случаях, когда контроль качества продукции в эксплуатации является прерогативой заказчика и поставщик вынужден руководствоваться экспертными данными о происхождении дефекта, полученными заказчиком. Так, в отношении вагонов, эксплуатируемых на железнодорожной сети, ОАО РЖД само производит определение необходимости в отцепке вагона в ремонт, осуществляет отцепку, ремонтирует на своих ремонтных предприятиях и далее выставляет владельцу или оператору вагона счет за услуги. Со временем операторское сообщество пришло к мысли о необходимости организации самостоятельного надзора за отцепкой вагона в ремонт.

Но определение зоны ответственности поставщика продукции и ее эксплуатанта не единственный и не главный результат, который может быть получен путем организации сервисного инженерного надзора. Второй — это совершенствование продукции, исходя из нужд заказчика: использование полученных данных для внесения изменений в технологию производства, чтобы лучше отвечать его требованиям и добиваться конкурентного преимущества именно в контексте его запросов.

Дефектоскопия с обеих сторон

Ради того, чтобы следить за жизненным циклом рельсов в период их эксплуатации, EVRAZ создал свою службу сервисных инженеров. «Когда мы начали работу по составлению жизненного цикла рельса, то обнаружили, что в принципе не знаем, что происходит с рельсом после того, когда он выходит за ворота комбината, что происходит в процессе его эксплуатации,— рассказывают в компании.— При этом на 75–80% стойкость к образованию дефектов и жизненный цикл рельсов в целом зависят от условий эксплуатации, от того, насколько вовремя и правильно проведено техническое обслуживание». Чтобы найти общий язык с ОАО РЖД, говорят в EVRAZ, донести свою позицию, провести оценку эксплуатации рельса и понять, что действительно повлияло на выход рельса из строя — его качество или условия его эксплуатации, была сформирована служба сервисных инженеров.

Сервисные инженеры EVRAZ — это бывшие сотрудники ОАО РЖД с опытом путейской работы и работы со средствами дефектоскопии, знающие документацию железнодорожной компании и инструкции, регламентирующие техническое обслуживание, ремонт и изъятие рельсов. Пока набор в службу идет за счет сотрудников Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), в будущем возможно расширение географии привлечения путейцев, а также набор работников со специфическими компетенциями.

Сегодня сервисные инженеры Evraz работают в тесном взаимодействии с ЗСЖД: совместными усилиями ведется мониторинг работы рельсов производства ЕВРАЗ ЗСМК на двух участках в достаточно сложных условиях плана пути и высокой грузонапряженности.

Предполагается, что служба сервисных инженеров войдет в направление R&D, чтобы теснее увязать разработку продуктов с процессом их эксплуатации. «У нас есть понимание того, как влияют на свойства рельса изменения, вносимые при выплавке и прокатке, но вопрос влияния этих изменений на продолжительность жизненного цикла рельса требует дополнительной проработки,— говорят в EVRAZ.— Именно для этого нам и нужны сервисные инженеры. Раньше велись отдельные дискуссии на разных площадках, в составе рабочих групп и рельсовых комиссий, а практики постоянного мониторинга рельсов не существовало».

Детализация изучения

Для расширения компетенций в области производства рельсов EVRAZ открывает и полномасштабное исследовательское направление. Традиционно вопросами исследования и разработки в рамках компании занимались технологические службы. И, если сравнить с зарубежными центрами, им порой не хватало оснащенности современным оборудованием, которое позволяет проводить глубокие исследования микроструктуры металла, процессов прокатки, влияния их на структуру и свойства металла, моделирование этих процессов. Для повышения научно-технических компетенций и развития лабораторно-исследовательской базы компания создаст центр R&D в Новокузнецке на ЕВРАЗ ЗСМК. Сейчас ведется подбор поставщиков оборудования и подрядчиков для строительства центра, открытие которого намечено на 2022 год.

Источник: КОММЕРСАНТ