20.10.2023

Роль системы управления в обеспечении качества продукции железнодорожного машиностроения

Согласно теории Э. Деминга система менеджмента качества (СМК) — это ключевой фактор в обеспечении качества продукции. 14 универсальных принципов и концепция всеобщего управления качеством (TQM) определяют преобладающее значение системы в достижении ожиданий потребителей. Они успешно применяются в современных организациях для повышения качества продукции и услуг. При этом каждый динамично развивающийся сектор промышленности создает свой отраслевой стандарт на базе ISO 9001, содержащий требования к СМК и охватывающий все стадии жизненного цикла продукции с учетом технических особенностей отрасли.

По инициативе Европейской ассоциации железнодорожной промышленности (UNIFE) для предприятий железнодорожного машиностроения в 2006 г. был разработан стандарт IRIS (Международный стандарт предприятий железнодорожной̆ промышленности). В его основу положены предложения производителей — поставщиков международного рынка железнодорожной техники, в том числе мировых лидеров отрасли: Alstom Transport, AnsaldoBreda, Siemens Transportation System, Bombardier Transportation. IRIS разработан на основе ISO 9001:2005 для создания взаимовыгодных условий для всех заинтересованных сторон: операторов железнодорожного подвижного состава, изготовителей и поставщиков комплектующих, а также владельца инфраструктуры.

Внедрение стандарта IRIS было инициировано системными интеграторами в целях выстраивания СМК предприятий-поставщиков по единым требованиям, снижения издержек на протяжении всего жизненного цикла продукции и повышения ее качества. Стандарт IRIS включал требования ISO 9001:2005, а также специфические требования: управление процессами и проектами; развитие поставщиков; управление затратами, стоимостью жизненного цикла; управление рисками, безотказностью, готовностью, ремонтопригодностью, безопасностью; контроль первого изделия; анализ видов и последствий отказов.

Ассоциация «Объединение производителей железнодорожной̆ техники» (далее — ОПЖТ) в 2007 г. приняла решение о внедрении стандарта IRIS на российских предприятиях — поставщиках продукции железнодорожного назначения. В целях реализации этого проекта подписаны Меморандум о сотрудничестве и Лицензионное соглашение между ОПЖТ и UNIFE. В 2010 г. было сертифицировано первое российское предприятие — АО «Ижевский радиозавод», производитель локомотивных систем безопасности и связи. Также к внедрению требований стандарта приступили крупнейшие машиностроительные предприятия: Новочеркасский электровозостроительный завод, «Уральские локомотивы», «Алтайвагон» и др.

Реализация программы внедрения стандарта IRIS на российских предприятиях осуществлялась в соответствии с основными направлениями политики ОАО «РЖД» в области стратегического управления качеством потребляемой̆ продукции, утвержденной̆ в 2009 г. Поставленные задачи по сертификации ключевых поставщиков подвижного состава и компонентов успешно достигнуты. В период с 2010 по 2022 гг. сертифицировано 130 предприятий в Российской Федерации, из которых более половины — главные системные интеграторы по производству подвижного состава и комплектующих. Следует отметить, что все основные поставщики локомотивов для нужд ОАО «РЖД» и предприятия — поставщики подвижного состава, эксплуатируемого на путях общего пользования, были сертифицированы.

В 2015 г. UNIFE и Международная организация по стандартизации (ISO) приняли решение об интеграции стандарта IRIS в систему ISO, как результат — в железнодорожном секторе появится свой отраслевой̆ стандарт качества, как в автомобильной, авиационной и других отраслях промышленности. ISO/TS 22163 разработан на базе стандарта IRIS ver. 02.1 и ISO 9001:2015 c добавлением специфических требований к предприятиям железнодорожной промышленности. Основные изменения требований стандарта: структурированный по требованиям ISO; фокус на обязательных (рекомендуемых) процессах и ключевых показателях эффективности; процессный подход к управлению; риск-ориентированный подход.

Специалисты ОПЖТ активно участвовали в деятельности рабочей группы ISO/TC 269 WG 5 «Система менеджмента качества в железнодорожной отрасли». По предложениям ОПЖТ в стандарт было внесено требование по анализу качества продукции, находящейся в эксплуатации и получения подтверждения аудиторами этих данных от заказчиков. 25 июля 2023 г. на сайте ISO официально опубликован международный стандарт для СМК предприятий железнодорожного машиностроения ISO 22163 «Железнодорожные приложения — Система менеджмента качества на железных дорогах — ISO 9001:2015 и специальные требования для применения в железнодорожном секторе».

Создание отраслевой системы управления качеством предприятий в рамках ЕАЭС

Центр менеджмента IRIS в 2022 г. в одностороннем порядке приостановил техническое сотрудничество с российскими предприятиями, органами по сертификации и ОПЖТ, прекращен доступ на интернет-портал IRIS. В связи с этим было принято решение об организации работ по актуализации системы добровольной сертификации ОПЖТ (далее — СДС ОПЖТ). ОПЖТ на базе требований международного стандарта и Правил сертификации реализован отраслевой подход к оценке СМК предприятий железнодорожного машиностроения как один из элементов технологической независимости. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) зарегистрировало изменения СДС ОПЖТ (Свидетельство No РОСС RU. И486.04ЖО00) от 7 апреля 2022 г.

Источник: ОПЖТ