26.01.2022

Рост производства и экспорта удобрений обеспечил рекорд погрузки

Второй год подряд погрузка минеральных и химических удобрений по сети ОАО «РЖД» обновляет исторический максимум. В 2021 году, по данным ОАО «РЖД», объёмы перевозок этой номенклатуры увеличились на 3,6% к уровню 2020 года, когда был установлен предыдущий рекорд. В 2022 году участники рынка ожидают сохранения тренда на рост внутрироссийских перевозок удобрений.

Как сообщили «Гудку» в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», погрузка химических и минеральных удобрений в 2021 году составила 65 млн тонн, это на 3,6% больше по сравнению с 2020 годом (в абсолютных значениях - на 2,3 млн тонн).

Согласно информации, опубликованной на официальном сайте ОАО «РЖД», лидерами по погрузке стали производители Пермского края, Мурманской, Вологодской, Новгородской и Тульской областей. При этом наибольшие объёмы отгрузили в адрес грузополучателей из Новгородской, Саратовской, Ленинградской, Московской областей и Краснодарского края.

Одной из причин роста перевозок удобрений стало увеличение объёмов производства. Исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Максим Кузнецов пояснил «Гудку», что за 5 лет объём производства минеральных удобрений вырос примерно на четверть, а потребление - более чем в 1,5 раза. «Железная дорога - традиционно главная логистическая артерия между производителями минеральных удобрений и АПК, соответственно, растут и объёмы перевозок продукции», - уточнил он.

Как отметил директор по логистике АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») Андрей Шепель, увеличение объёмов перевозок минеральных удобрений ПАО «ФосАгро» в минувшем году связано с исторически рекордным уровнем общего выпуска готовой продукции - 10,5 млн тонн. «Была проведена реконструкция железнодорожной станции Криолит. Она позволит увеличить грузооборот железнодорожной инфраструктуры Череповецкого комплекса свыше чем на треть, до 16,5 млн тонн в год, - сообщил Андрей Шепель. - Череповецкий производственный комплекс получает выход к двум железнодорожным магистралям - Октябрьской и Северной. На станцию Криолит будут приходить составы с апатитовым концентратом, а отправляться с неё - с минеральными удобрениями в российские порты».

Значительная доля российских удобрений отправлялась на экспорт, в основном в Бразилию, Китай, Швейцарию, США, Финляндию, Литву. По данным ОАО «РЖД», экспортные перевозки этой номенклатуры выросли в 2021 году на 6,6% по сравнению с 2020 годом, достигнув 38,7 млн тонн.

По мнению генерального директора ABC-rail Артура Нурмухамедова, рост объёмов перевозки минеральных удобрений по железной дороге связан с хорошей конъюнктурой товара на внешних рынках. Относительно невысокая себестоимость производства и низкий курс рубля к твёрдым валютам сделал удобрения выгодным экспортным товаром, отметил Артур Нурмухамедов.

«В прошлом году мы наблюдали активный рост погрузки минеральных удобрений в адрес морских портов, расположенных на севере и юге страны. Оттуда они направлялись в Индию, Китай, страны Европы и некоторые другие государства. На отечественную продукцию была выгодная цена, к тому же спрос подстегнул ряд остановок на предприятиях - ведущих мировых производителей удобрений, расположенных в КНР и Европе», - подтвердила начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании Екатерина Агапова.

С декабря 2021 года вывоз удобрений стал квотироваться, распоряжение об этом было выпущено в начале ноября. Как заметил Артур Нурмухамедов, накануне ввода квотирования экспортёры постарались максимально реализовать возможность отгрузки на внешние рынки. «Агрохолдинги за последние годы стали такими же участниками внешнеэкономической деятельности и экспортёрами удобрений, как и заводы-производители. За счёт долгосрочных соглашений с заводами, предполагающими фиксацию цен на продукцию, аграрии могли вполне эффективно экспортировать этот товар», - уточнил он.

В этом году на прошлогодний темп погрузки удобрений на сети пока не вышли. По итогам 18 дней января среднесуточная погрузка составила 178,6 тыс. тонн, что на 5 тыс. тонн, или 2,7%, ниже уровня 2021 года.

Артур Нурмухамедов считает, что рекордная отгрузка удобрений вряд ли будет побита в 2022 году. «Постановление о квотировании экспорта действует до конца мая и, возможно будет продлено до конца года. В условиях ограничения внешних поставок внутренний рынок просто не сможет освоить такое количество удобрений», - полагает Артур Нурмухамедов.

Однако у производителей другое мнение: с учётом тенденции к увеличению применения минеральных удобрений и прогноза по увеличению потребления с 4,7 млн тонн в 2021 году до 8 млн тонн в 2025 году в РАПУ прогнозируют ежегодный рост перевозок. «Конкретные объёмы, номенклатура и динамика перевозок будут, как и в прошлые годы, определяться комплексом факторов, включая рыночную конъюнктуру, погодные условия в течение сельхозсезона и эпидемическую обстановку в АПК», - прокомментировал «Гудку» Максим Кузнецов.

На объёмах погрузки также может сказаться приход на сеть белорусских удобрений. Правительство Литвы аннулировало соглашение о железнодорожном транзите через страну калийных удобрений производства ОАО «Беларуськалий» (годовой объём около 11 млн тонн). Договор станет недействительным с 1 февраля. Екатерина Агапова уточнила, что крупнейшими импортёрами белорусских удобрений являются Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и Украина. «У Республики Беларусь нет выхода к морю, чтобы отправить товар, его нужно везти к портам других стран. Этот фактор также может повлиять на отгрузку российской продукции и транспортировку по сети РЖД в целом», - считает Екатерина Агапова.

Источник: ПГК