06.06.2024

Рост цен на зерновозы: что может и не может ФАС России?

На прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Патрушев, курирующий в Правительстве России развитие сельского хозяйства, заявил, что Федеральной антимонопольной службе РФ (ФАС) стоит изучить причины роста цен на транспортировку зерна, а также стоимости хопперов-зерновозов. С одной стороны наша юридическая фирма OrçLaw видит основания для возбуждения антимонопольного дела против вагоностроителей, с другой – ответные аргументы игроков отрасли также будут сильны. Специально для ROLLINGSTOCK мы разобрали ситуацию по вагонам.

Возможности ФАС
ФАС имеет полномочия возбуждать и рассматривать дела по фактам необоснованного роста цен, которые им классифицируются как монопольно высокие. Если говорить простым языком, то монопольно высокая цена – это цена, которая устанавливается на товар монополистами и несопоставима с затратами на его производство, обычной (среднерыночной) прибылью, а также превышает цену на аналогичную продукцию на рынке.

В то же время для привлечения к ответственности ФАС еще должна признать монополистом и самого игрока, повышающего цены. Таковой по общему правилу признается компания, доля которой на рынке определенного товара или услуг превышает 50%. Однако может быть определена и группа из 3 монополистов, которая также контролирует 50% рынка (но на одного должно быть не менее 8%), и из 5 компаний с суммарной долей 70% (также не менее 8% на каждую). Каждый из этой группы доминирующих положением на рынке будет считаться монополистом. Ситуация на рынке хопперов-зерновозов в последние годы именно такая.

В ходе проверки, о которой говорил вице-премьер, ФАС может:

- запросить необходимую информацию для анализа ценообразования, которая может включат процедуру проверки всей деятельности доминирующих компаний,
- выдать предостережение с признанием действий по контролю цен незаконными,
- выдать предписание о снижении цен до экономически обоснованного уровня,
- подать иск о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Штрафы могут быть очень крупными и достигать 15% от суммы выручки в результате реализации продукции. При этом штраф, установленный в размере процента от выручки, имеет крайне превентивный характер и является сдерживающим фактором для большого количества потенциальных нарушителей. По сути, он может повлечь за собой не только потерю прибыли, полученную от необоснованного повышения цены, но и несение дополнительных убытков, которые будут выше от всего заработанного за счет высокой цены.

При этом отягчающими обстоятельствами для нарушителя в соответствии с действующим законодательством могут служить:

- рецидив правонарушения,
- причинение ущерба гражданам/организациям/государству более чем на 1 млн руб.,
- извлечение в результате совершения правонарушения дохода в размере более 5 млн руб. или продолжительность правонарушения сроком в более чем 1 год.

Ближе к делу
В случае судебных споров монополистам нужно будет защищаться и доказывать свою правоту весомыми доводами. Например, указать на ошибки государственных органов при анализе рынка или неверном определении монопольно высокой цены, тем самым обосновав правомерность ценообразования на товар или услугу. Также компании могут оспорить свой монопольный статус – для этого имеется достаточно большое количество законных оснований. В таком случае ответственность за установление монопольно высоких цен не грозит.

При этом анализ практики судов и ФАС за 2020-2023 годы позволяет утверждать, что в этот период наблюдается тенденция снижения числа возбуждаемых дел антимонопольными органами по причине установления монопольно высоких цен. Однако за первую половину 2024-го количество таких дел увеличивается, при этом антимонопольный орган за последнее время более тщательно начал подходить к проверкам величины цен на товары крупных компаний с целью выявлений злоупотреблений доминирующим положением. Уделяется в этом контексте внимание и железнодорожной отрасли – так, ФАС возбуждала в последние годы дела в отношении компаний ЕВРАЗ и ОМК с обвинением в резком повышении цен на цельнокатаные колеса для грузовых вагонов.

В связи с этим имеется высокая вероятность того, что в отношении производителей хопперов-зерновозов могут начаться проверки со стороны ФАС России. Однако они в свою очередь имеют все предпосылки, чтобы обосновать повышение цен и избежать ответственности. Во-первых, тенденция повышения цен на хопперы-зерновозы не только российская, а мировая. Во-вторых, повышение цен на хопперы не выделяется из общей тенденции роста цен на подвижной состав, к тому же наблюдается повешение цен и на металл – основное сырье для грузовых вагонов.

Источник: ROLLINGSTOCK Agency