Практически весь центральный аппарат Ространснадзора буквально зациклен на работе по реализации реформы так называемой регуляторной гильотины. Об этом в рамках обсуждения регуляторной гильотины на «Транспортной неделе – 2019» рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Виктор Басаргин.
«Ространснадзор как контрольно-надзорный орган позитивно воспринимает реформу контрольно-надзорной деятельности. Мы готовы работать с бизнесом по снижению административной нагрузки», – начал он.
В. Басаргин отметил, что служба еще 3 года назад принимала и продолжает принимать активное участие в государственной программе по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Уже много сделано в этом направлении. Но все, что связано с регулярной гильотиной, – это второй, более последовательный и глубокий шаг в реформировании контрольно-надзорной деятельности, подчеркнул В. Басаргин.
Для подтверждения своих слов он назвал ряд цифр. В частности, за 3 года число плановых и внеплановых проверок Ространснадзора сократилось в 2,4 раза. Если по итогам 2015-го их было 96 тыс., то по итогам 2018-го – менее 39 тыс.
Если говорить о плановых проверках, их количество сократилось в 3 раза, а количество внеплановых – в 2,1 раза.
«По материалам Аналитического центра при правительстве РФ, уровень административной нагрузки для Ространснадзора составил -27,6%. Это самый высокий уровень снижения по всем контрольно-надзорным органам, участвующим в реформе», – комментирует В. Басаргин.
Он также напомнил, что в рамках реформы в том числе активно обсуждают необходимость применения механизма непрерывного мониторинга. Сегодня в качестве эксперимента эта работа ведется на морском и речном транспорте. Онлайн-система предполагает взамен плановых проверок проведение самооценки.
Подробнее об этом механизме не так давно рассказывал начальник управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Андрей Забурденко.
Также В. Басаргин подчеркнул: в Ространснадзоре рассчитывают на то, что снижение административной нагрузки со стороны бизнеса не приведет к снижению уровня безопасности.
«Если сравнивать все показатели по аварийности с базовым 2015 годом, то количество выявленных нарушений по административным мерам выросло на 45%, количество административных дел – на 49%, сумма наложенных штрафов – на 115%, количество происшествий – на 5%, количество погибших снизилось на 15%, количество пострадавших выросло на 1%», – сообщил руководитель службы, подчеркнув одну из главных задач в ходе административной реформы – как минимум не снизить уровень безопасности.
Делясь результатами реализации реформы, В. Басаргин также сообщил о позитивных примерах совместной с рядом ведомств работы по пересмотру действующих актов.
«За последние 3 года вместе с Минтрансом России и РЖД мы подготовили ряд решений по отмене неиспользуемых и недействующих нормативно-правовых актов. Эта цифра превышает 1,2 тыс. актов, из них более 600 актов отменили в этом году», – поделился он.
Подобно остановился В. Басаргин также на следующих проблемных вопросах. Во-первых, ранее постановлением правительства РФ был утвержден перечень видов контроля Ространснадзора, включая 21 вид государственного контроля. Сегодня на концептуальном уровне есть договоренность о том, чтобы оставить четыре вида контроля: федеральный государственный контроль и надзор в области морского внутреннего водного транспорта и безопасности гидротехнических сооружений, федеральный государственный контроль и надзор в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Федеральный государственный контроль и надзор в области железнодорожного транспорта и федеральный государственный контроль и надзор в области гражданской авиации, использования воздушного пространства, авиационного космического поиска.
Такое разделение В. Басаргин считает правильным.
Во-вторых, важной он назвал необходимость решения в части осуществления контроля за внеуличным транспортом. Эта тема, по его словам, уже неоднократно поднималась. Но решения пока нет.
«Закон о внеуличном транспорте был принят 29 декабря 2017 года. Он начал действовать в этом году. Но внеуличный транспорт сегодня остался не утвержденным каким-либо видом контроля. Считаю, что должна быть создана рабочая группа по этому вопросу, сегодня именно за этими видами транспорта перспектива: метро, канатная дорога, высокоскоростные трамваи и т. д.», – комментирует В. Басаргин.
Кроме того, остается открытым вопрос, связанный с определением вида государственного контроля в области транспортной безопасности. «Концептуально пока существует решение, что мы это должны интегрировать по отраслевым видам транспорта. Но большинство структур считают, что это необходимо выделить в отдельный вид контроля. Потому что более 70% всех вопросов и административной нагрузки ложится именно на вопросы транспортной безопасности», – отмечает руководитель Ространснадзора.
Помимо названных проблемных вопросов, в реализации регулярной гильотины остро стоит задача, касающаяся рассмотрения обязательных требований, которые содержатся в наднациональном законодательстве. «В ходе регуляторной гильотины мы не затрагиваем наднациональное законодательство и могут возникнуть перекосы, связанные с исполнением требований, которые содержатся в этих нормативно-правовых актах, в частности регламенте Таможенного союза. РФ с точки зрения договоренностей не может отказаться от международных обязательств», – поясняет В. Басаргин.
Еще один проблемный обсуждаемый вопрос – дублирование функций между контрольными и надзорными структурами. Например, идет пересечение с МЧС в области контроля деятельности маломерных судов. В ближайшее время этот вопрос намерены урегулировать с Минтрансом России и МЧС.
Наиболее сложное дублирование наблюдается между службой и федеральными агентствами по всем видам транспорта, говорит В. Басаргин. В этом участники реформы рассчитывают на поддержку Минтранса России, Минэкономразвития России.
«В части дублирования функций мы считаем, что в первую очередь необходимо провести черту между государственными контролем и отдельными функциями, осуществляемыми агентствами», – резюмирует В. Басаргин.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности