По итогам января — сентября рынок перевозок лесных грузов демонстрирует тенденции к восстановлению объемов, несмотря на то, что некоторые сегменты все еще испытывают влияние карантинных ограничений. Долгосрочные рыночные тренды, сложившиеся еще до пандемии, — рост внутренних перевозок и планомерное сокращение экспортных поставок круглого леса — продолжают оставаться неизменными, что создает устойчивую платформу для дальнейшего функционирования этих сегментов рынка железнодорожных перевозок лесных грузов, говорится в материале, предоставленном Gudok.ru аналитическим центром «ТрансЛес».
Объем перевезенных по сети «Российских железных дорог» лесных грузов, включая контейнерные перевозки, за 9 месяцев снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года только на 1%. Это произошло благодаря положительным тенденциям 3 квартала, когда погрузка выросла год к году на 4%, до 12,6 млн тонн.
Большая часть погрузки лесных грузов за 9 месяцев пришлась на необработанную древесину и пиломатериалы, что составляет 88% объемов перевозок. ДСП, ДВП и фанера занимают 7%, щепа и пеллеты — 5%.
Внутренние перевозки по итогам 9 месяцев показали рост в нескольких сегментах. Так, объем перевезенной необработанной древесины вырос на 6% год к году и составил 14 млн тонн. Наибольший объем, или 6 млн тонн, пришёлся на балансовую древесину — её погрузка увеличилась на 7%, что объясняется сопоставимым ростом производства российской целлюлозно-бумажной продукции. Поставки пиловочника выросли на 10%, до 4 млн т. Объемы перевозки фанерного кряжа и сырья для производства ДСП и МДФ выросли год к году на 1%, до 3,8 млн т.
Авторы аналитического материала считают, что увеличение внутренних объемов даже в условиях замедления деловой активности в мировом масштабе позволяет говорить об уже сложившихся предпосылках к изменению структуры спроса и росту потребления лесного сырья внутри страны. Отечественный лесопромышленный комплекс постепенно выходит на новый уровень возможностей через масштабные инвестиции в основной капитал предприятий по обработке древесины, государственные механизмы поддержки приоритетных инвестиционных проектов, программы по компенсации части транспортных затрат для экспортеров готовой продукции. Созданные условия позволяют говорить о перспективном тренде роста производства целлюлозно-бумажной продукции, фанеры, картона, древесных плит, пеллет. Для обеспечения растущего производства будет повышаться и спрос на внутренние перевозки лесного сырья.
Действие государственных мер по стимулированию производства продукции с высокой добавленной стоимостью способствует планомерному снижению экспортных перевозок круглого леса с конца 2000-х годов. В соответствии с этим трендом и в условиях карантинных ограничений экспортные перевозки необработанной древесины снизились за 9 месяцев на 6%, до 21,3 млн т год к году.
Запланированные и уже реализованные формы государственного содействия - субсидирование, поддержка выхода на внешние рынки и т.д. - будут способствовать увеличению объемов экспорта лесной продукции высокой степени переработки, ожидают авторы материала.
За 9 месяцев экспортные перевозки целлюлозно-бумажной продукции (ЦБП) выросли на 12%, до 4,3 млн т год к году, фанеры и шпона — на 8%, до 0,9 млн т.
Под влиянием теплой зимы и карантинных мер в сегменте экспорта круглого леса наблюдались нехарактерные особенности. Так, Финляндия увеличила объем импорта необработанной древесины по железной дороге до 2,9 млн т, рост на 20% год к году, за счет переориентации перевозок с автомобильного транспорта.
Экспортные перевозки пиломатериалов, которые ранее находились в долгосрочном векторе роста, подверглись коррекции на 8%, до 11,7 млн т, что также относится к нехарактерным особенностям и обусловлено пандемией. Тем не менее, рост сохраняется по ряду стран: экспорт пиломатериалов в Среднюю Азию вырос на 4% год к году, до 1,6 млн т, в Азербайджан и Иран — на 12%, до 0,6 млн т. Значительный рост в процентном выражении при незначительных долях рынка демонстрируют Афганистан, Бельгия, Беларусь, Вьетнам, Нидерланды, Таиланд.
В направлении Китая — основного мирового импортера древесины — растет уровень конкуренции между экспортерами, поскольку за 8 месяцев этого года, по данным таможенной статистики, КНР снизила общий объем импорта круглого леса и пиломатериалов всеми видами транспорта на 10% год к году, до 59 млн куб. м. Помимо этого существует большой потенциал увеличения поставок необработанной древесины из Центральной Европы и Новой Зеландии. Доля России в этом объеме импорта снизилась с 28% до 26%.
Первенство по динамике роста объемов экспорта необработанной древесины в КНР принадлежит Германии. Она увеличила долю с 5% до 14% год к году, или 4,8 млн куб. м. Также существенно — с 2,6% до 5,6% (до 2 млн куб. м) — возросла доля Чехии. Новая Зеландия, хотя и сократила долю в импорте Китая с 30% до 26%, по-прежнему остается крупнейшим поставщиком, отправляя 9,3 млн куб. м. Доля российских поставок круглого леса в КНР занимает 12,5%, сократившись год к году на 1 п.п., до 4,5 млн куб. м.
В поставках пиломатериалов на китайский рынок доля России снизилась на 2 п.п. год к году, до 48% или 11,1 млн куб. м. Канада — второй импортер пиломатериалов в КНР — снизила рыночную долю на 4 п.п., до 8,9% или 2 млн куб. м. США и Финляндия также снизили свои доли в китайском импорте. При этом произошло увеличение экспорта в Китай из Германии на 29%, доля увеличилась на 1 п.п., до 0,7 млн куб. м., выросли поставки из Украины, Швеции и Чили.
В целом погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» за январь - сентябрь составила 922 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщал ранее пресс-центр компании.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности