Крупнейший оператор грузового вагонного парка Казахстана «Қазтеміртранс» (входит в КТЖ) приостанавливает закупки вагонов до возникновения реального спроса. Об этом в интервью изданию «Қазақстан теміржолшысы» заявил председатель правления компании Александр Ширяев.
«Все закупки осуществлялись у отечественного производителя – ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания». На сегодняшний день на сети 1520 наблюдается профицит вагонов, поэтому активного спроса на новые грузовые вагоны нет. <…> На данный момент у нас достаточно вагонов, чтобы обеспечивать 100% заявок клиентов. Поэтому дальнейшие закупки будут осуществляться только при возникновении реальной потребности рынка», - заявил Александр Ширяев.
В последние пять лет оператор активно наращивал вагонный парк: в 2021-2022 годах закупил 1000 полувагонов, в 2023-2025 годах – еще 3000 единиц. Теперь рынок насыщен и рискует войти в стагнацию.
«Среди основных вызовов – стагнация рынка, рост конкуренции, риски сокращения парка и увеличение альтернативных маршрутов. Но вместе с тем мы видим и возможности: развитие долгосрочных контрактов, сокращение порожних пробегов, освоение новых рынков», - пояснил он.
В последние годы Казахстан активно наращивал производство грузовых вагонов: в 2023 году местными предприятиями было выпущено 536 вагонов, в 2024 году - 2565 единиц. За январь-октябрь этого года в Казахстане выпустили 2468 вагонов, что на 56,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Росту производства вагонов способствовал запуск в июле 2024 года производства на Атырауском вагоностроительном заводе (принадлежит «ТексолТранс»). Планировалось, что предприятие после выхода на полную мощность будет производить до 6-7 тысяч грузовых вагонов в год.
Министр промышленности и строительства Казахстана Ерсайын Нагаспаев еще в августе рассказывал о планах казахстанских операторов закупить более 7 тысяч грузовых вагонов до 2029 года. При этом в конце сентября стало известно, что «Казахстанская вагоностроительная компания» завершила выполнение последнего заказа в мае этого года и с тех пор простаивает. По оценке сенатора Казахстана Ернура Айткенова, производственные мощности позволяют выпускать в стране до 12 тысяч вагонов в год.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности